Установка электросчетчика УК без оповещения собственника

Перенос счетчика из квартиры в подъезд. Правомерно ли требование управляющей компании?

Установка электросчетчика УК без оповещения собственника

В КС Цитадель обратился собственник одного из многоквартирных домов с просьбой разъяснить вопрос, правомерно ли требование управляющей организации о переносе счетчиков из квартиры в подъезд.

Ответ: Ни управляющая организация, ни ресурсоснабжающая организация не вправе выдвигать требование о переносе счетчиков элеткроэнергии из квартиры в подъезд.

Более того, в случае самовольного переноса индивидуального прибора учета электроэнергии собственник или наниматель жилого/нежилого помещения может быть привлечен к административной ответственности по статье 7.

21 КоАП РФ «Нарушение правил пользования жилыми помещениями».

Разъясним почему требование о переносе счетчиков из квартиры в подъезд незаконно

Выполнение работ по выносу приборов учета электроэнергии из квартир в подъезд, требует внесение изменений как в технические условия для изменения схемы электроснабжения квартиры, так и внесение изменений в технический паспорт жилых помещений.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Согласно ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

В силу ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст.

26 настоящего Кодекса, то есть без документа подтверждающего принятие решения на переустройство и (или) перепланировку или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п.3 ч.2 ст. 26 настоящего Кодекса.

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с п.8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно пункту 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации, переоборудование (которое включает в себя, в том числе прокладку новых или замену существующих электрических сетей) жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2005 года № 266 утверждены формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения, а также формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Приведенные нормы закона свидетельствуют о том, что перенос счетчика электрической энергии относится к переустройству жилого помещения, которое возможно по согласованию с органом местного самоуправления.

При этом, учитывая, что этажный щиток, где должны будут находятся приборы учета электроэнергии должен входить в состав общего имущества многоквартирного дома, право общей долевой собственности на который должно принадлежать собственникам многоквартирного дома, то переустройство возможно лишь с согласия собственников.

//www.youtube.com/watch?v=_w4ExyMzpyQ

Таким образом перенос индивидуального прибора учета электроэнергии из квартиры на лестничную клетку является переустройством, требующим внесения изменений в технический паспорт (в технические условия для изменения схемы электроснабжения квартиры) всего жилого многоквартирного дома.

Довод управляющей организации или ресурсоснабжающей организации о том, что собственник или наниматель жилого помещения противодействует снятию показаний индивидуальных приборов учета несостоятелен, поскольку исполнитель коммунальной услуги не лишен права применить в таком случае положения подпункта «б» пункта 59 Правил № 354, в соответствии с которым плата за коммунальную услугу определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям ИПУ за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора составил меньше 6 месяцев, то за фактический период работы ИПУ, но не менее 3 месяцев. Расчет по среднемесячному объему производится начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета, до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

А также пунктом 60 Правил 354: если по истечении указанных трех расчетных периодов потребитель так и не предоставил сведения о показаниях ИПУ, тогда размер платы за коммунальную услугу рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: //acitadel.ru/2019/04/24/pravomerno-li-trebovanie-o-perenose-schetchikov-iz-kvartiry-v-podezd/

Общество с ограниченной ответственностью в лице управляющей компании: гарантии качества на текущий ремонт. Кто должен менять счетчики электроэнергии?

Установка электросчетчика УК без оповещения собственника

Управляющие компании при выполнении работ по поддержанию коммуникаций дома в надлежащем состоянии могут потребовать от собственника жилья заменить электросчетчик за свой счет. Законность данного требования зависит от места расположения счетчика, его исправности, а также наличия основания для его замены.

Понятие управляющей компании

Управляющая компания – это юридическое лицо, созданное на базе одного или нескольких многоквартирных домов в целях организации поставок жильцам коммунальных благ (воды, света, газа и т. д.) и поддержанию дома в надлежащем техническом и санитарном состоянии.

В рамках своей деятельности УК:

  • собирает с жильцов плату за квартиру;
  • перераспределяет средства между поставщиками ресурсов;
  • организует проведение работ по ремонту здания и уборке общих помещений;
  • поддерживает инженерные коммуникации в исправном состоянии;
  • обеспечивает бесперебойные поставки коммунальных благ жильцам.

Управляющие компании являются одним из способов управления домом наряду с ТСЖ или непосредственным руководством. Выбор способа управления домом осуществляют собственники не менее половины всех помещений на общем собрании.

В новых домах, где большинство жилых помещений ещё не заняты собственниками, управляющую компанию выбирает застройщик и заключает с ней договор в течение 5-ти дней после сдачи дома в эксплуатацию (п. 14 ст. 161 ЖК РФ).

Договор застройщика с УК содержит условия передачи дома и перечень всех технических характеристик здания и инженерных коммуникаций (водопровода, электрощитов и т. д.).

После заселения большей части квартир жильцы могут выбрать другой способ управления домом.

Гарантии качества работ УК

Качество работ управляющих компаний по проведению текущего ремонта и обслуживания дома обеспечивается условиями договора с жильцами, а также следующими нормативными актами:

Пункт 1.1 ст. 161 ЖК обязывает управляющие компании обеспечивать надлежащее состояние дома в соответствии с требованиями безопасности и с учетом законных интересов и прав жильцов.

Постановление № 290 определяет список необходимых работ по ремонту общедомового оборудования, выполнение которых должна организовывать УК, а общие правила управления домом, включая стандарты раскрытия информации о деятельности УК, определены в Постановлении № 416.

Требования к качеству работ по ремонту и обслуживанию дома регламентированы в Приложении № 1 к Постановлению № 354. В частности, приведены предельные сроки устранения аварий и неисправностей коммуникаций.

Дополнительным гарантом качества работы УК выступает орган жилищного надзора, сотрудники которого могут проводить внеплановые инспекции деятельности компании по заявке жильцов или по предписанию органов прокуратуры.

Если УК требует замены счетчика

Основными причинами, по которым управляющая компания может потребовать замены электросчетчика, являются:

  • выход прибора из строя;
  • окончание предельного срока эксплуатации;
  • проведение плановых работ по модернизации домовой электросети;
  • переход на мультитарифную систему расчета;
  • низкий класс точности прибора.

Основным предметом разногласий между собственником квартиры и УК является обязанность по оплате установки электросчетчика.

В большинстве случаев обязанность по оплате возлагается на потребителя, так как ст. 210 ГК РФ вменяет обязанность по содержанию имущества (жилого помещения) непосредственно его собственнику.

Исключением является случай, когда счетчик установлен не внутри квартиры, а на лестничной площадке.

Сотрудники управляющей компании в большинстве случаев настаивают, что индивидуальные счетчики, установленные в подъездах, не являются общедомовой собственностью и должны заменяться за счет жильцов. В таком случае следует запросить в УК выписку из документации о составе общедомовой собственности.

Если в выписке будут числиться счетчики на лестничной площадке, их замена должна производиться за счет УК.

Важно учесть, что если счетчик вышел из строя по вине сотрудников УК (например, в результате действий ремонтной бригады), то его замена также производится за счет УК вне зависимости от расположения.

Установка счетчиков за счет компании также осуществляется при проведении плановой модернизации электрооборудования, не связанной с окончанием срока эксплуатации прибора.

Если УК требует от собственника замены счетчика на основании низкого класса точности (ниже класса 2), то такое требование законно только в следующих случаях:

  • при окончании межповерочного интервала;
  • при окончании срока эксплуатации прибора;
  • при признании прибора устаревшим инженерной комиссией.

В пункте 142 разд. 10 Постановления № 442 сказано, что счетчики с классом точности ниже 2-го могут эксплуатироваться до конца срока службы или очередного межповерочного интервала.

Срок службы счетчиков старого типа, которые чаще всего требуют заменить, составляет 25-30 лет. Посмотреть дату изготовления и срок эксплуатации можно в паспорте прибора, а при его утрате – на передней панели под стеклом.

Если УК требует замены счетчика за счет нанимателя муниципальной квартиры, то необходимо ссылаться на ст.

539 ГК РФ, согласно которой абонентом электросети, несущим обязанность по ремонту и замене электроприборов, является собственник помещения, то есть муниципальные власти.

Жалоба в инспекцию

Если УК требует оплаты замены счетчика, относящегося к общедомовому имуществу или пригодного к эксплуатации прибора, необходимо подавать жалобу в жилищную инспекцию. Порядок обращения следующий:

  1. Собственник обращается в УК и требует предоставить основания для замены счетчика в письменном виде.
  2. Запрашиваются сведения о принадлежности счетчика к общедомовому имуществу.
  3. Вызывается инженерная служба для оценки качества прибора и составления акта.
  4. Подается заявление в жилищную инспекцию.

В заявлении следует изложить просьбу провести проверку законности требований сотрудников УК. К обращению прикладываются следующие документы:

  • копия паспорта заявителя;
  • выписка из ЕГРН о правах на квартиру;
  • технический план жилья;
  • копия ответа УК;
  • акт о работоспособности прибора.

В составленном акте должна быть приведена дата будущей поверки прибора, а также заключение о его исправности и целесообразности замены.

Последние реформы ЖКХ

С апреля 2018 года потребители услуг получили право заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями для оплат ресурсов напрямую таким организациям, минуя бухгалтерию УК. Напрямую можно оплачивать:

  • водоснабжение;
  • водоотведение;
  • электроснабжение;
  • газоснабжение;
  • отопление;
  • вывоз мусора.

Перейти на прямые договоры жильцы могут при принятии соответствующего решения на общем собрании собственников, а также при отказе поставщика исполнять договор с УК.

Также принят в первом чтении проект закона № 269843, который ужесточит ответственность руководства УК за деятельность без лицензии – максимальные штрафы для должностных лиц возрастут со 100000 рублей до 250000 рублей.

Кроме того, органы жилнадзора получат возможность рассматривать дела о нарушении руководством УК правил управления домом без привлечения суда.

управляющих компаний

При составлении рейтинга учитывались следующие показатели:

В итоге в ТОП-5 управляющих компаний вошли:

  1. «ГУЖФ».
  2. «ПИК-Комфорт».
  3. «Жилищник Пресненского района».
  4. «ЖКХ».
  5. «Жилищник района Тверской».

Пятое место также делит «Жилищник района Ясенево». Компании «ГУЖФ», «ПИК-Комфорт» и «ЖКХ» являются федеральными и имеют представительство во многих регионах.

Управляющие компании предоставляют жильцам коммунальные ресурсы и организуют работы по текущему ремонту общедомового имущества. В случае требования УК о замене счетчика необходимо выяснить причины замены и установить собственника счетчика, в случае выявления незаконности требований следует обращаться в жилищную инспекцию.

Загрузка…

Источник: //pravo.team/nedvizhimost/soderzhanie/uprav-komp/zamena-scetcika.html

5 вопросов юристу о правах и обязанностях собственников и УК в отношении общедомовых приборов учета тепла

Установка электросчетчика УК без оповещения собственника

Дмитрий Бурняшев

Частнопрактикующий юрист, эксперт по правовому сопровождению деятельности организаций ЖКХ

специально для ГАРАНТ.РУ

По общему правилу производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч. 1 ст.

13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г.

№ 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, далее – Закон № 261-ФЗ).

Если дом был введен до 29 ноября 2009 года (то есть до даты начала действия Закона № 261-ФЗ), то собственники дома в срок до 1 января 2011 года обязаны были обеспечить оснащение дома приборами учета тепловой энергии.

В свою очередь, согласно ч. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ, п. 38.1 Правил содержания общего имущества в МКД (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г.

№ 491, далее – Правила) в случае невыполнения данных предписаний закона в указанный срок оснащение МКД приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, оказывающими услуги по передаче тепла, за счет лиц, не исполнивших в установленный срок обязанность по их установке. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку приборов учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Подробнее о порядке установке общедомового прибора учета и оплаты расходов читайте в ответе службы Правового консалтинга ГАРАНТ по ссылке.

Кто обязан проводить поверку общедомового прибора учета тепла в МКД?

Обеспечение надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии входит в состав услуг УК по содержанию общего имущества дома (подп. “к” п. 11 Правил).

Также работы по проверки исправности, работоспособности, техническому обслуживанию коллективных (общедомовых) приборов учета являются работами, необходимыми для надлежащего содержания системы отопления в силу п.

18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290).

Является ли законным выставление к оплате за коммунальные услуги отдельной строкой за поверку прибора учета тепла?

Все работы, которые указаны в Минимальном перечне услуг и работ, являются обязательными к исполнению УК, и предполагается, что при установлении тарифа на содержание и ремонт такие работы включены в его состав.

Судебная практика, показывает, что выставление дополнительной оплаты сверх тарифа за поверку недопустимо.

Например, ГЖИ провела проверку УК по жалобе собственника о выставлении УК дополнительной строки в квитанции за поверку общедомового прибора учета в размере 5,81 руб. за 1 кв. м.

ГЖИ в результате проверки выдало предписание о необходимости произвести перерасчет (снятие) платы в полном объеме за дополнительные услуги (поверка счетчика узлов учета тепловой энергии). УК, не согласившись с ним, попробовало его обжаловать в суде.

Суды всех трех инстанций встали на сторону ГЖИ и отметили, что обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в число обязанностей УК в силу взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса и подп. “к” п. 11 Правил.

А поверка счетчика узлов учета тепловой энергии действующим законодательством, а также заключенным договором управления в доме (по которому выдано предписание) непосредственно отнесена общего имущества и входит в состав платы за содержание жилого помещения (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июля 2019 г. № Ф07-7017/19 по делу № А21-12912/2018).

В другом деле, УК оспаривала предписание ГЖИ, которым было предписано осуществить перерасчет и исключить из оплаты дополнительную строку в платежном документе за проведенную поверку общедомового прибора учета отопления.

УК в обоснование позиции указала, что договором управления не предусмотрена обязанность УК проводить поверки общедомовых приборов учета, в связи с чем она законно и обоснованно включила в квитанции расходы за проведенную поверку.

При этом УК инициировала общее собрание собственников по вопросу об оплате поверки, но кворум на собрании отсутствовал.

Суд указал на наличие обязанности по поверке в силу договора управления и норм действующего законодательства, а также дополнительно на довод об отсутствии кворума и несения бремени УК по поверке напомнив, что УК выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление МКД в качестве своей основной предпринимательской деятельности, а, следовательно, несение подобных расходов является их предпринимательским риском (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 апреля 2019 г. № 13АП-3948/19).

Существует ли обязанность УК в МКД предоставлять по запросу собственнику жилого помещения в МКД сведения о показаниях общедомового прибора учета тепла?

Любой собственник, а также законно проживающее лицо (например, член семьи, совместно проживающий с собственником) имеет право запросить такую информацию у УК. В свою очередь, УК в силу п. 34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г.

№ 416, далее – Правила № 416) обязана в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) – предоставить письменную информацию за запрашиваемые потребителем периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях в МКД, объемах (количестве) коммунальных услуг, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, объемах (количестве) коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в МКД.
В итоге, собственник может запросить информацию о показаниях общедомовых приборов учета не только тепловой энергии, но иных установленных общедомовых приборов учета.

В какой форме можно запросить информацию о показаниях общедомовых приборов учета?

Согласно п. 35 Правил № 416 запрос (обращение) может быть направлен по выбору обратившегося посредством:

  • почтового отправления;
  • электронного сообщения на адрес электронной почты УК;
  • государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) – dom.gosuslugi.ru;
  • нарочным самим собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме;
  • через консьержа МКД, если услуга консьержа предусмотрена договором управления домом;

Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное.

Источник: //www.garant.ru/ia/opinion/author/burnyashev/1302434/

Замена счетчиков на лестничной клетке – МосТСЖ

Установка электросчетчика УК без оповещения собственника

Роман Георгиев On Мар 7, 2019

За чей счет производится замена приборов учета, волнует многих. Особенно это касается счетчиков электроэнергии.

Особенно, установленных за пределами квартиры — на лестничной клетке.

Так за чей счет замена счетчиков на лестничной клетке? Точки зрения разные, а убежденность их сторонников и готовность отстаивать свою позицию вызывают уважение Разбираемся по порядку…

1. Позиция нанимателей и собственников квартир

Вот примерный перечень «железных» аргументов собственников (нанимателей) квартир, которые одновременно являются получателями коммунальной услуги «электрическая энергия»:

  • Счетчик ставила ресурсоснабжающая организация. Это их счетчик, их собственность, вот пусть его и обслуживает, а у меня — ни паспорта, ни чека о покупке счетчика нет. Мне этот прибор учета по акту не передавали. А если бы и предлагали, то я бы не за что не принял этот счетчик в собственность, так как не хочу нести бремя содержания его.
  • Счетчик находится за пределами квартиры, в помещении общего имущества, там где лестница и лестничная площадка. Доступ к поэтажному электрощитку имеют несколько собственников квартир (на этаже), а также специалисты управляющей компании и ресурсоснабжающей организации. Значит, счетчик — общая долевая собственность собственников помещений в МКД, а обслуживать (в т.ч. поверять) должна управляющая компания (УК, ТСЖ, ЖСК/ЖК).
  • Так как муниципальная или ведомственная квартира не приватизирована, то наниматель не обязан за свой счет менять и поверять приборы учета электрической энергии.
  • Связисты оказывают услуги и сами своими приборами исчисляют объем оказанных услуг; продавец картошки на рынке своими весами измеряет количество товара, а не требует с каждого покупателя приносить свои домашние весы с указанием неистекшего срока поверки;
  • Где-то я что-то читал или видел, то ли постановление, то ли закон, что покупать и обслуживать счетчики электрической энергии теперь должны сами ресурсоснабжающие организации или, на худой конец, управляющие организации.

2. Позиция ресурсоснабжающей организации

Вот набор аргументов якобы «ресурсоснабжающей организации»:

  • Если жилье приватизировано, собственник будет нести все финансовые расходы по установке обслуживанию. Если жилье не является собственностью, все расходы будет оплачивать городские власти.
  • Если прибор расположен вне квартиры, например, на лестничной клетке, он является собственностью дома, и все вопросы – за чей счет будет произведена замена прибора, стоит задавать управляющей компании.

При этом указывается некий источник публикации.

На самом деле указанная ссылка не ведет на официальный сайт АО «Мосэнергосбыт», а значит и обсуждать мнение неизвестных лиц, стоящих за сайтом, внешне похожим на известную ресурсоснабжающую организацию, бесполезно.

Официальный сайт АО «Мосэнергосбыт» находится тут (//www.mosenergosbyt.ru). И в отношении того, кто должен оплачивать замену и поверку счетчика указано в Типовом договоре энергоснабжения жилого помещения в многоквартирном доме:

«3.8. Абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние установленного прибора учета (сохранность, целостность, наличие пломб и знака маркировки (идентификационного номера)).

Проводить за свой счет в соответствии с требованиями действующего законодательства установку, замену прибора учета в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, обслуживание (поверку, калибровку), ремонт прибора учета

3. Позиция управляющей компании (УК, ТСЖ, ЖСК)

А вот пример «правильных» аргументов от управляющих организаций:

  • счетчик, если даже он расположен на лестничной площадке, является собственностью лица, чье помещение он обслуживает;
  • такой счетчик не является общедомовым имуществом;
  • управляющая организация его содержать не обязана;
  • замена, ремонт, обслуживание такого счетчика – обязанность собственника той квартиры, которую счетчик обслуживает.

При этом управляющие организации приводят ссылки на статью 36 Жилищного кодекса РФ (признаки общего имущества дома: объект должен обслуживать две и более квартиры в доме), статью 162 Жилищного кодекса РФ (управляющая организация обязана содержать только общее имущество), на статью 210 Гражданского кодекса РФ (бремя содержания имущества возлагается на собственника). Однако ссылки на эти статьи бесполезны пока не выясним: является ли счетчик общим имущество.

4. Является ли счетчик вне квартиры общим имуществом?

Источник: //mostszh.ru/zamena-schetchikov-na-lestnichnoj-kletke/

Юрист Лукин