Ушел с последнего урока по уважительной причине, не предупредил учителя, могут ли поставить двойку?

Почему ребенка могут оставить на второй год? Разбор 58 и 66 статей №273-ФЗ

Ушел с последнего урока по уважительной причине, не предупредил учителя, могут ли поставить двойку?

Одна из идей нового закона «Об образовании» — дать возможность получить образование любому ученику вне зависимости от его способностей.

Теперь любой двоечник может переходить из класса в класс без особых проблем, главное каждый год удовлетворительно писать промежуточную аттестацию.

Но есть и исключения, о которых некоторые школы даже не знают (невнимательно читают закон). О них подробнее в статье.

Новый закон принес и новую головную боль школам и учителям, а также ученикам и их родителям — ежегодную промежуточную аттестацию по каждому предмету.

Начинают их проводить, как правило, во 2 классе (хотя могут начать уже и в первом) до 10 класса. Исключение составляют 9 и 11 классы, так как у них на носу выпускные экзамены.

Хотя и им стали подсовывать выпускные проверочные работы (ВПР), дабы добавить побольше стресса.

Получил двойку по одному предмету — не избежать «второгодничества»?

Раньше могли оставить на второй год, сейчас же переведут в следующий класс, даже если двойка не одна. Главное, чтобы оценки за промежуточную аттестацию по предметам были не ниже удовлетворительной. Иначе здесь будет работать статья 58 закона «ОБ образовании в РФ» (об читайте ниже)

Не сдал промежуточную аттестацию хоть по одному предмету — дадут второй шанс, не использовал и его — условно переведут в следующий класс. Об этом нам говорит 58 статья закона «Об образовании»

2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.3. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.5. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.8. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.

Что значит «условный перевод в следующий класс»?

Условно  — значит учишься в следующем классе, но обязан пересдать предмет. Если по каким-то причинам не получилось — могут предложить варианты продолжения обучения —

«повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану».

Повторное обучение — оставляют на второй год. Но только по письменному согласию родителей. Как правило, школа не предлагает индивидуальное обучение (только если есть серьезные причины, например, ребенок не может сам посещать занятия по медицинским показаниям или состоит на учете в полиции). Но в данном случае школа не имеет право самостоятельно оставлять ребенка на второй год.

Кто точно останется на второй год?

П. 5 ст. 66 закона «Об образовании в РФ»:

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования.

Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Таким образом, если ребенок получил двойки (даже одну) по итогам года в 4,9,11 классах, то он не завершил программу определённого уровня (начального, общего, среднего образования соответственно). Такие дети, к сожалению, не могут перейти в следующий класс и будут вынуждены заново учиться в 4,9,11 классах.

Резюмируем сказанное:

Остаются на второй год те учащиеся, которые закончили 4,9,11 класс с «двойками» (даже одной).

Если по промежуточной аттестации неудовлетворительные оценки, то дается две попытки исправить, если не исправил — условно переводят в следующий класс. Не исправил в установленные сроки — выбери три варианта продолжения обучения (выбирают родители): второй год, индивидуальное обучение или обучение по адаптированным образовательным программам (по заключению ПМПК).

Источник: //shkola-i-my.ru/%E2%80%9C/rebjonok-i-ego-problemy/chto-delat-esli-rebjonka-ostavlyayut-na-vtorojj-god

Почему дети старших классов пытаются улизнуть с уроков

Ушел с последнего урока по уважительной причине, не предупредил учителя, могут ли поставить двойку?

ПОЧЕМУ ДЕТИ СТАРШИХ КЛАССОВ ПРОГУЛИВАЮТ УРОКИ

Хотулёва Оксана

31.03.2017

В наше время школьные учреждения сталкиваются с проблемой большого количества пропусков учеников старших классов.

Прогулы — намеренный пропуск детьми занятий в образовательном учреждении без уважительных причин Однако чаще всего под прогулом понимаются пропуски учащихся занятий без уважительных причин, независимо от того, знают ли об этом родители и как они к этому относятся  [ 1 ].

Ежедневный контроль за посещаемостью учебных занятий осуществляет классный руководитель. В случае пропуска от 1 до 3 дней занятий или отдельных уроков, классный руководитель выясняет причины отсутствия у обучающегося, его родителей (законных представителей).

Если занятия были пропущены без уважительной причины и родители не знали об этом, следует предупредить их о необходимости усиления контроля за посещаемостью школьных занятий ребенком. Дальнейшие действия классного руководителя прописаны в документации.

Детей, которые регулярно прогуливают уроки без уважительной причины принято считать «трудными детьми». Но если прогуливает половина класса (среди них есть и хорошисты, и отличники). Как быть тогда? Всех поставить на школьный контроль? Давайте попробуем разобраться почему это происходит?

Учащиеся старших классов достаточно взрослые и могут давать оценку своим поступкам, представляют своё будущее… Возможно проблема кроится в психологических возрастных особенностях старшеклассников (16-17 лет)?

Шестнадцатилетним невероятно трудно смириться с собой в новом качестве: уже не ребенка, но еще и не совсем взрослого человека.

Выделяют следующие характерные особенности 16-летних подростков:

– на уровне самосознания у них активно формируется мировоззрение, при этом устойчивая «концепция самостоятельности» уже полностью сформирована, вследствие чего оценки окружающих 16-летних уже мало волнуют;

– в части познавательной активности, в этом возрасте начинают формироваться профессиональные интересы, появляются навыки управления другими людьми вплоть до провокаций;

– возрастает потребность в сплоченном коллективе людей, объединенных общими интересами, именно для этого возраста характерны случаи массовых выступлений и акций против чего бы то ни было;

– авторитет родителей снижается до минимума, причем не по вине взрослых, а как следствие определенных процессов, происходящих с подростками именно в 16 лет;

– формирование сексуальности и собственных взглядов на проблемы, с этим связанные, достигает своей завершающей стадии;

– единственный позитив для родителей: подростки в 16 лет становятся более уравновешенными эмоционально, их действия – более последовательны и не такие импульсивные, как раньше [ 3 ].

Итак, основные трудности в данной проблеме перечислены. Мы видим, что наши дети меняются, а меняется ли наше отношение, отношение взрослых? То есть, следующей проблемой может быть взаимоотношения взрослых и подростков.

Родительский контроль, как правило, к 16-17 годам заметно ослабляется. В этот период подростки практически предоставлены сами себе. Некоторые из них решают продолжить обучение, другие же вовсе устраиваются на работу и начинают семейную жизнь. 

Родители должны понять, что психология подростка 17 лет  резко изменилась. Это больше не маленькие детки, которые просят помощи мамы. Это уже вполне состоявшиеся, взрослые люди. «Вчерашний выпускник» уже совсем взрослый, то есть, он сам вправе отвечать за свои поступки и принимать решения. Однако зачастую родители этого не понимают.

Одной из самых распространенных ошибок, которую могут совершить родители, это навязывать постоянно свое мнение. Действительно, родители считают, что ребенок может ошибиться.

Поступить не в тот ВУЗ, выбрать не ту профессию. Однако, как утверждают психологи, это совершенно неправильно.

Родители должны лишь советовать, но не принимать решение за подростка, только в этом случае удастся сохранить прежние отношения.

Мы рассмотрели характеристику старшеклассников, возможные причины прогулов, но ответа как не было, так и нет, почему подростки не заинтересованы в посещении уроков? Ведь если ребёнок стремится к самостоятельности, зачем ему прогуливать, ищет общения со сверстниками (так вот оно, рядом).

Со слов 11-классников были выявлены причины их пропусков:

  1. Им скучно на уроках. Ребенок чувствует, что ничего не выносит из школы (для 11- классников это могут быть те предметы, которые не сдаются на ЕГЭ или, как они сами называют, не столь важные предметы: ОБЖ, искусство и т.д.) и что предлагаемое ему мало касается его жизни или интересов.

У некоторых детей настолько укоренилась неприязнь к школе и ко всему, что ассоциируется с ней, что уже не столь важно, отлынивает ли он от школы или посещает занятия.

И хотя такая нелюбовь началась раньше, где-то на первом или втором году средней школы она принимает форму повторяемых протестов, как «скучная школа», «глупые и сентиментальные училки», «поганая физика, химия» и все, что стоит в расписании.

Неудивительно, что подобное отношение всегда отражается на качестве учебы. 

«Ленивый» ребенок – это такой ребенок, который утратил побуждение; в случае со школьными занятиями это обычно случается, когда он отстает по каким-то предметам, получает плохие отметки, не может понять, что объясняет учитель, и решает, что лучше всего махнуть на это рукой [2].

Его частые рефрены по поводу «скучной» школы частично правдивы. Ему скучно принимать участие в том, что там происходит. Но это становится и формой защиты.

Ему неприятно думать, что он не может справиться с учебой, поэтому он становится на такую позицию, что, мол, он смог бы учиться хорошо, если бы ему не было так скучно.

  1. Они боятся. Ребенок может бояться учителей, потому что не выполнил задание или произошла какая-то неприятность, он боится насмешек и нападок других детей. Ребёнку может не даваться предмет.

Например, он гуманитарий, а вынужден изучать химию и писать самостоятельные работы такие, как и ребята из химико-биологического класса. Конечно, тут прогуляет и хорошист, оправдываясь: «Лучше пусть будет «н», чем 2 или 3 за самостоятельную.»

Если это страх, то без выявления первопричин этого страха мы не сможем силой отправить ребенка в школу. Калечащий психику ребенка страх оставляет его в ряду неуспевающих или делает его прогульщиком.

  1. Перегрузка в обучении (нужно делать д.з., готовиться к ЕГЭ, репетиторы, а репетиторы тоже задают домашнее задание). «Мы же ещё дети, которым хочется свободного времени, хочется отдыха, а мы уроки до двух ночи делаем,»-говорят одиннадцатиклассники.

Учителя, может, и правда мы многого хотим от наших взрослых детей? Может нам нужно пересмотреть программу 11 классов, обратиться к опыту зарубежных школ, дать возможность выбирать предметы которые детям нужны для поступления и расширения их кругозора (на их усмотрение). И тогда дети будут идти целенаправленно, зная, зачем им это надо.

Советы как же бороться с прогулами?

Для этого все мы (школа, родители, дети) должны сплотиться. Если вы видите, что ваши дети прогуливают занятия, постарайтесь выяснить, что послужило причиной этого. Ребенок редко пренебрегает своими обязанностями, если все благополучно, и он чувствует себя уверенно и в безопасности.

Прогульщик же всегда обвешан проблемами, как новогодняя елка, и в большинстве школ понимают, что наказание – не мера пресечения. Оно лишь добавляет еще одну проблему к тем, которые уже есть. Нужно выяснить причину и ликвидировать ее. Очень часто мы можем видеть, что родитель потакает своему ребёнку, сам придумывает оправдания для своего чада.

Если ребенок невзлюбил школу, поговорите об этом с учителями, как ему можно помочь. Но разговор должен состояться и с ребенком. Нельзя, чтобы ребенок занимал позицию, что во всем виноваты «они». Предложите ему поразмышлять над своим поведением и теми поступками, которые огорчают учителей.

Очень часто между учителями и ребенком нет взаимопонимания.

Учитель неправильно истолковывает позицию ребенка, а ребенок неверно интерпретирует его отношение к себе, маленькие разногласия переходят в крупные, ребенок чернит свое имя в глазах учителя, учитель теряет свою репутацию в глазах ребенка, и отношения с каждым днем все обостряются.

Составьте план действий. Здесь нужно использовать что-то вроде расписанного до мелочей сценария. Если ребенок соглашается в какой-то степени улучшить свое поведение, то и учителя соглашаются изменить свое отношение к нему.

Некоторые школы составляют такие соглашения в письменном виде, чтобы ребенок четко знал, чего ждут от него и что предлагает школа.

Закреплены ли эти условия на бумаге или нет, не в этом суть, важно, чтобы между вами, учителями и ребенком состоялся честный разговор и был намечен план действий.

А раз и учителя, и ребенок видят, что выполняемые обязательства дают свои результаты, они с воодушевлением окажут поддержку друг другу. Возможно, что ваш ребенок никогда не признается, что ему нравится в школе, но, по крайней мере, какое-то язвительное замечание сойдет с его языка.

И как в заключение план действий для родителей и учителей:
1. Выясните причину прогулов у ребенка.2. Если это страх, то без выявления первопричин этого страха вы не сможете силой отправить ребенка в школу.3. Если ваш ребенок невзлюбил школу, поговорите об этом с учителями, как ему можно помочь.4.

Предложите ребенку поразмышлять над своим поведением и теми поступками, которые огорчают учителей.5. Помогите ему с теми предметами, которые ему трудно освоить.6. Составьте совместный план действий по изменению ситуации. Включите в этот план учителей, ребенка и себя.

7.

Постоянно контролируйте процесс выполнения обязательств, не акцентируя на нем внимание.

Литература:

  1. Прогуливание Уроков – значение слова ВСловаре.Ру

  2. Особенности психологии подростка – 16 лет //medvesti.com/psychology/emotions/24953-osobennosti-psihologii-podrostka-16-let.html

  3. Прогулы ребёнка в школе.

//innalitoina.blogspot.com/2010/03/blog-post_7091.html

Источник: //videouroki.net/razrabotki/pochiemu-dieti-starshikh-klassov-pytaiutsia-uliznut-s-urokov.html

Конфликт с учителем: какие меры наказания учеников незаконны?

Ушел с последнего урока по уважительной причине, не предупредил учителя, могут ли поставить двойку?

О каких законах забывают педагоги, выгнав ученика из класса, отобрав телефон, прилюдно зачитывав школьную переписку или поставив двойку за отсутствие на уроке? Рассказывает юрист Ксения Печеник.

О каких законах забывают педагоги, выгнав ученика из класса, отобрав телефон, прилюдно зачитывав школьную переписку или поставив двойку за отсутствие на уроке? Рассказывает юрист Ксения Печеник.

Очень часто родители сталкиваются с жалобами подростков на действия учителей.

Как соблюсти грань между интересами ребенка, педагогическим процессом и не поссориться с администрацией школы на ровном месте? В последние годы уровень правосознания как школьных педагогов, так и учеников и их родителей, заметно повысился.

Дети стали более грамотными, а учителя балансируют на грани воспитательного процесса и закона. Тем не менее, нередко от школьников можно услышать жалобы на применение не педагогических, а порой и незаконных мер воспитания и наказания к ним. Так на что же имеет право учитель? Давайте разбираться.

Согласно п.4. ст. 55 Закона «Об образовании» при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания. Однако как определить границы допустимости педагогических методов? На что учитель имеет право, а на что нет? Рассмотрим наиболее типичные ситуации.

Не секрет, что ученики бывают сложными, но, несмотря на это, п. 6 ст. 15 Закона «Об образовании» запрещает применение насилия, выраженного в физической или психической форме.

В случае, если учитель ударил ребенка, дал подзатыльник или пощечину, он понесет дисциплинарную, гражданскую или даже уголовную ответственность. Все зависит от характера причиненного ущерба здоровью. Известен случай, когда учителя одной из школ Петрозаводска уволили за подзатыльник ученице 6-го класса.

Возможность увольнения учителя за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, предусмотрена ч. 4 ст.

56 Закона «Об образовании» в качестве дополнительного оснований прекращения трудового договора по инициативе работодателя помимо тех, которые предусмотрены Трудовым Кодексом.

Конечно, случаи рукоприкладства, в особенности с тяжкими последствиями для учеников, со стороны педагогов крайне редки, однако если это случилось, необходимо зафиксировать этот факт. Это может быть видеозапись, свидетельские показания и т.д.

В случае, если имеются следы побоев, их необходимо зафиксировать в ближайшем медпункте и сфотографировать, после чего можно обращаться с заявлением в полицию или с жалобой в прокуратуру.

В зависимости от тяжести причиненного здоровью вреда, противоправные действия педагога могут быть квалифицированы по ст. 116 УК РФ (побои), ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст.

113 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью).

Критерии определения степени тяжести вреда здоровью представлены в Правилах определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. № 522.

и в Медицинских критериях определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. № 194н.

Согласно действующего уголовного законодательства есть несколько градаций причиненного вреда. 

• вред, опасный для жизни человека; • потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций; • прерывание беременности; • психическое расстройство; • заболевание наркоманией либо токсикоманией; • неизгладимое обезображивание лица; • значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;

• полная утрата профессиональной трудоспособности;

• длительное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице более 21 дня);
• значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть.

• кратковременное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице до 21 дня включительно);
• незначительная стойкая утрата общей трудоспособности.

Таким образом, если, не дай Бог, Ваш ребенок пострадал от действий педагога, его ответственность будет определяться правоохранительными органами, на основании последствий, причиненных здоровью ребенка.

Частым случаем нарушения прав ребенка является изъятие у него в школе каких-либо предметов (телефона, планшета, украшений и др).

Вопрос о том, имеет ли учитель право изъять у ученика телефон, планшет или иное имущество, которое, по его мнению, мешает образовательному процессу, едва ли не самый популярный в сети.

Ответ: нет и еще раз нет. Даже если нечто подобное предусмотрено школьным Уставом, такие действия учителя могут быть квалифицированы как грабеж (открытое хищение чужого имущества). Если такое произошло, то необходимо обратиться сначала с жалобой к директору школы, и, если не поможет – в полицию – с заявлением о факте незаконного завладения имуществом. 

Имеет ли право учитель выгонять ученика с урока? О таком праве ничего не сказано, зато четко прописано другое. Согласно ст. 43 Конституции РФкаждый имеет право на образование.

Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Следовательно, если учитель выгнал ученика с урока или не пустил на урок, можно написать заявление директору школы об устранении препятствий доступа к образовательному процессу. Если ситуация повторяется неоднократно, и жалобы директору не принесли никакого результата, можно обращаться с жалобой в прокуратуру или суд.

Не надо забывать также о том, что, выгоняя ученика с урока или не допуская его к занятиям, учитель рискует быть привлеченным к ответственности вплоть до уголовной в случае, если в это время с учеником произойдет несчастный случай, либо гражданской – если ученик совершит какое-либо правонарушение. Согласно ч.3. п.3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса несет образовательное учреждение.

Это неправомерно. Согласно ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Дети – не исключение. Право на неприкосновенности частной жизни гарантируется ст.

12 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой «никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию.

Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств». Все это имеет непосредственное отношение в том числе, записок учащихся.

Учитель не имеет права так поступать, поскольку в соответствии с Законом «Об образовании», система оценок применяется только для оценивания знаний учащихся.

Возникает вопрос: что же тогда делать учителю, если практически все привычные методы запрещены законом? Для того, чтобы достичь желаемого порядка и дисциплины в классе существует множество других педагогических приемов и методов, не связанных с нарушением прав учеников. К примеру, пригрозить нерадивому ученику жалобой директору школы, либо вызовом родителей в школу.

Вместе с тем, каждому родителю следует детально изучить Устав учебного заведения.  Как правило, в нем содержатся все допустимые меры наказания учеников. Однако, в случае наличия противоречий с действующем законодательством, Устав школы можно оспорить в судебном порядке.

Безусловно, «топорные» методы борьбы с администрацией школы или с конкретным педагогом не сделают жизнь ребенка в школе лучше.

Если ситуация еще не зашла слишком далеко, и есть возможность урегулировать вопрос мирно, не привлекая юристов, следует рассмотреть вопрос о привлечении к переговорному процессу с администрацией школы психолога школы или независимого медиатора (посредника в урегулировании конфликта).

Источник: //letidor.ru/obrazovanie/konflikt-s-uchitelem-kakie-mery-nakazaniya-uchenikov-nezakonny.htm

Юрист Лукин