Торги по 223 ФЗ. Товарный знак в техническом задании

10 распространенных ошибок заказчиков по 44-ФЗ

Торги по 223 ФЗ.  Товарный знак в техническом задании

Чаще всего ошибки совершаются при формировании закупочной документации, в частности, при описании объекта закупки. От того, насколько правильно составлена закупочная документация, зависит исход закупки. Остановимся на наиболее распространённых ошибках заказчиках, допускаемых ими на этапе формирования документации.

1. Избыточные требования при описании объекта закупки

Порой заказчики включают в закупочную документацию излишние требования. Например, указывают характеристики, которые могут быть проверены лишь в лабораторных условиях — «температура начала кристаллизации», «индекс вязкости», «плотность», «содержание серы в %».

Для того, чтобы испытать товар, участник закупки должен его сначала произвести или купить. При этом Закон № 44-ФЗ не обязывает претендента на контракт иметь в наличии товар на складе в момент проведения торгов.

Поэтому не следует включать в техзадание требования к химическому составу, компонентам товара, технологии его производства, и показатели, значения которых можно определить по результатам испытаний (как правило, указание на то, что данный показатель определяется испытанием, имеется в ГОСТе).

Соответствующие разъяснения есть в письме ФАС России от 01.07.2016 №ИА/44536/16. Позиция ФАС России поддержана решением Верховного суда РФ от 09.02.2017 № АКПИ16-1287.

Пример: Решение ФАС России от 08.06.2018 по делу № 18/44/105/640 (номер закупки в ЕИС 0315100000318000106)

2. Отсутствие надлежащей инструкции по заполнению заявки

Закон № 44-ФЗ устанавливает требование о наличии в составе закупочной документации инструкции по заполнению заявки. При этом требования непосредственно к содержанию инструкции отсутствуют.

В этой связи некоторые заказчики пренебрегают разработкой данного раздела и ограничиваются формальным наличием инструкции в тексте документации.

На этот счет уже сложилась позиция ФАС России, которая считает ненадлежащую инструкцию нарушением Закона № 44-ФЗ.

Положения инструкции должны быть понятными и непротиворечивыми. Так, инструкция должна содержать, в том числе указание на разделы документации, в которых содержатся показатели, в отношении которых участники подают свои предложения, порядок их заполнения.

Требования к инструкции по заполнению заявки изложены ФАС России в письме от 01.07.2016 № ИА/44536/16.

Пример: Решение ФАС России от 13.09.2016 по делу № К-1462/16 (номер закупки в ЕИС 0158200002016000011)

3. Составление документации, создающей преимущества отдельным поставщикам

Данное нарушение проявляется в двух основных формах:

  • установление в техническом задании требований к поставке товара с определенными характеристиками, которым отвечает товар «нужных» поставщиков (это могут быть требования к весу, упаковке, габаритам, комплектности);
  • использование в документации критериев оценки, необоснованно создающих преимущества определенным поставщикам (успешный опыт поставок на территории одного населенного пункта, наличие на праве собственности оборудования и материальных ресурсов).

Такие требования свидетельствуют об ограничении конкуренции и необоснованном создании преимуществ отдельным участникам закупки, что может послужить основанием для рассмотрения действий заказчика на соответствие требованиям не только Закона № 44-ФЗ, но и требованиям антимонопольного законодательства (статья 17 Закона № 135-ФЗ).

Пример: Решение Тюменского УФАС России от 18.05.2018 по делу № ФКС18/156 (номер закупки в ЕИС 0167200003418002162).

4. Требование о поставке товара определённого производителя без сопровождения словом «или эквивалент» и отсутствие параметров эквивалентности

Иногда в документации о закупке заказчики указывают наименование производителя, страны происхождения и торговую марку товара без слов «или эквивалент».

Это допустимо только в тех случаях, когда заказчик обоснует необходимость обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, которые уже им используются.

В иных случаях, указание на торговую марку товара без сопровождения слов «или эквивалент» является прямым нарушением Закона № 44-ФЗ.

Также заказчик обязан установить параметры эквивалентности — максимальные и минимальные значения показателей, а также какие показатели менять нельзя. Не установив параметры эквивалентности, заказчик нарушает Закон № 44-ФЗ.

Важно! Если не написано по каким параметрам определять эквивалентность, то любой товар можно считать эквивалентом.

Пример: Решение ФАС России от 13.12.2017 № КГОЗ-424/17 (номер закупки в ЕИС 0548100000217000022).

5. Некопируемая документация

Проблема заключается в том, что заказчики размещают документацию в формате «*.pdf», рисунках, файлах с расширением «*.exe» и в других форматах, которые не позволяют участнику закупки осуществить поиск и копирование техзадания.

Невозможность копирования текста вынуждает участников закупки самостоятельно перенабирать текст, что приводит к опечаткам в заявке и влечёт риски не заполнить заявку в установленные сроки.

Позиция ФАС России — документация в некопируемом/нередактируемом формате нарушает Закон № 44-ФЗ, ограничивает конкуренцию, указывает на «заточку» закупки под «нужного» поставщика.

По данному поводу есть письма ФАС России от 16.11.2016 № ИА/79173/16 и Минэкономики России от 23.05.2016 № Д28и-1299, от 22.02.2017 № Д28и-1121.

Пример: Решение ФАС России от 02.08.2017 по делу № К-986/17 (номер закупки в ЕИС 0158100017017000043).

6. Размещение проектно-сметной документации не в полном объеме

Неразмещение проектно-сметной документации в полном объеме — нарушение. Нежелание размещать всю проектно-сметную документацию заказчики иногда мотивируют стремлением не запутать участников закупки или отсутствием в этом необходимости, поскольку выполняется лишь часть работ в рамках сметы.

Однако, размещение не всей проектно-сметной документации ограничивает возможность подготовки заявки на участие в электронном аукционе и влечёт за собой ограничение количества участников закупки.

Такой позиции придерживаются специалисты ФАС России (письмо № АЦ/14427/16 от 09.032016), Минэкономразвития России (письмо от 20.04.2017 № Д28и-1623). Аналогичная позиция содержится и в Обзоре Президиума Верховного Суда России от 28.06.2017.

Пример: Решение ФАС России от 10.05.2017 № 432 (номер закупки в ЕИС 0119200000117001503).

Другой ряд распространённых ошибок связан с необоснованным отклонением заявок участников. Здесь можно остановиться на следующих ошибках:

7. Отклонение заявки участника в связи с отсутствием указания товарного знака

Отклонение заявки по причине отсутствия указания на товарный знак является неправомерным. Даже если заказчик считает, что у товара не может не быть товарного знака (например, при закупке компьютерной техники), он не имеет права требовать от участника закупки его указания.

Обязательной к указанию является только страна происхождения (при применении заказчиком нацрежима).

Марку или торговое наименование товара участнику закупки необходимо указывать только при их наличии.

Если участник закупки правильно оформил первую часть заявки, отклонение такой заявки на основании того, что участник не указал товарный знак, нарушает положения Закона № 44-ФЗ.

Пример: Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 22.06.2018 по делу № 44-3106/18 (номер закупки в ЕИС 0372200152418000003)

8. Отклонение заявки участника, когда есть согласие на поставку товара, но не указаны его характеристики

Заявка отклоняется комиссией заказчика, если содержит согласие, но в ней отсутствуют конкретные показатели товара.

Однако, если заказчик указал в документации товарный знак, фирменное наименование, страну происхождения товара, то участнику в первой части заявки достаточно предоставить только согласие на поставку товара.

Указание конкретных показателей товара необходимо в том случае, если участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, или же заказчиком не установлены требования к показателям товара и его товарному знаку.

Письма Минэкономики России от 17.03.2016 № Д28и-666 и от 30.12.2015 № ОГ-Д28-16596.

Пример: Решение ФАС России от 06.02.2018 № ПГОЗ-001/18 (номер закупки в ЕИС 0373100056017000620)

9. Отклонение за наличие в РНП по 223-ФЗ

Заказчики, не желая работать с неблагонадежными поставщиками, устанавливают в закупочной документации требование об отсутствии сведений об участнике закупке в Реестре недобросовестных поставщиков.

В ЕИС размещено 2 реестра — по Закону № 223-ФЗ и Закону № 44-ФЗ. Несмотря на схожее предназначение и единое место расположения — это два разных реестра. И в силу прямого указания в Законе № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки об отсутствии сведений в Реестре по Закону № 223-ФЗ и отклонять участника закупки по данному основанию.

Пример: Решение Рязанского УФАС России от 18.05.2017 по делу № 220-03-3/2017 (номер закупки в ЕИС 0859300019617000450)

10. Изменение объемов поставки и сроков исполнения контракта

Заказчики иногда используют право увеличить объёмы поставляемого товара. Здесь возникают ошибки, касающиеся того, насколько можно увеличить данные объёмы поставки. Увеличение объёмов поставки возможно на этапе заключения и исполнения контракта.

Увеличение объёмов поставки на этапе заключения контракта допустимо при наличии в закупочной документации соответствующего условия.

Важно! Достижение увеличения цены контракта осуществляется только за счет объема поставки. Цена товара за единицу должна оставаться неизменной, а всё удорожание контракта не должно превысить его НМЦК.

Что касается удорожания контракта в рамках его исполнения, то оно также достигается исключительно за счет увеличения объёмов поставки, но не более чем на 10%. Условие дополнительного соглашения, увеличивающее цену контракта более чем на 10%, является ничтожным.

При этом даже если объем поставки вырос, сроки поставки товара и сроки оплаты товара изменению не подлежат.

Позиция по данному вопросы имеется в письме Минфина от 26.10.2017 № 24-03-08/70438.

Пример: Решение Брянского УФАС России от 06.07.2018 по делу № 124 (номер закупки в ЕИС 0527600006718000017).

Источник: //School.Kontur.ru/publications/1635

О новых требованиях закона № 223-фз в части указания товарных знаков

Торги по 223 ФЗ.  Товарный знак в техническом задании

Прошло более 7-ми месяцев с момента в вступления в силу новой редакции Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», которая установила специальные правила описания предмета закупки при осуществлении конкурентных закупок.

В соответствии с требованиями пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ о закупках в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)».

Большинство специалистов, читая эту норму, акцентируют внимание на последней фразе «(или эквивалент)» и дальше развивают тему о необходимости установления параметров эквивалентности закупаемого товара или отсутствии такой необходимости.

Однако, никто обычно не ставит вопрос о нелепости и неприменимости данной нормы закона с точки зрения действующего гражданского законодательства Российской Федерации, которое имеет следующие особенности.

Понятие товарный знак содержится в пункте 11 приложения № 26 «Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности» к Договору о Евразийском экономическом союзе:

“Товарным знаком и знаком обслуживания (далее – товарный знак) является обозначение, охраняемое в соответствии с законодательством государства-члена и международными договорами, участниками которых являются государства-члены, и служащее для индивидуализации товаров и (или) услуг одних участников гражданского оборота от товаров и (или) услуг других участников гражданского оборота”.

Далее, в этом же пункте данного международного договора РФ содержится указание на виды товарных знаков:

“В качестве товарного знака в соответствии с законодательными актами государств-членов могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании”.

Аналогичная классификация видов товарных знаков содержится и статье 1482 Гражданского кодекса РФ. Таким образом, товарные знаки представляют собой охраняемые словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации, служащие для индивидуализации товаров производителей.

Принципиальным отличием норм новой редакции Закона № 223-ФЗ о закупках в части описания предмета закупки от аналогичных норм  законодательства РФ о контрактной системе в части описания объекта закупки является возможность установления заказчиком  требований к закупаемым товарам, работам, услугам, которые влекут за собой обоснованное ограничение количества участников закупки.

Так, в силу прямого указания пункта 2 части 6.

1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ о закупках  в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.

Таким образом, новая редакция Закона № 223-ФЗ не запрещает включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, в том числе указание его товарного знака, которые свидетельствуют о его конкретном производителе.

При этом такие требования к закупаемому товару должны быть обоснованы (обусловлены) его спецификой.

 Данная особенность новой редакции Закона № 223-ФЗ о закупках позволяет осуществлять закупки товаров конкретных производителей при наличии соответствующего обоснования со стороны заказчика.

При этом законом установлены 2-ва варианта закупок товаров конкретных производителей:

Вариант 1: указание производителя товара с использованием его товарного знака;

Вариант 2: указание производителя без использования товарного знака.
В рамках реализации первого варианта от заказчика требуется сопровождать указываемый товарный знак словами «(или эквивалент)», за исключением случаев, прямо перечисленных в пункте 3 части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ о закупках:

  • обеспечение взаимодействия несовместимых с другими товарными знаками товаров;
  • закупки товаров для исполнения государственных и муниципальных контрактов;
  • закупки товаров для исполнения обязательств по договорам, включающими необходимость указания товарного знака;
  • закупок запчастей и расходных материалов к машинам и оборудованию в соответствии с технической документацией.

При этом в новой редакции 223-ФЗ напрямую не указано, что в случае, если заказчиком осуществляется закупка товара с товарным знаком, которая не подпадает под вышеуказанные исключения, то заказчик обязан помимо указания фразы об эквивалентности устанавливать в описании предмета закупки и сами параметры эквивалентности закупаемой продукции. Однако, такая обязанность следует из требований действующего законодательства РФ о закупках и судебной практики его применения. В силу прямого указания пункта 1 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ о закупках в документации конкурентной закупки должны быть указаны иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, потребностям заказчика.
В пункте 1 Обзора Президиума Верховного Суда РФ от 16.05.2018 г. подчёркивается, что целей информационного обеспечения закупки в документации о закупке должны содержаться достаточные сведения об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение.

В связи с этим одно лишь указание товарного знака, сопровождаемое только фразой «(или эквивалент)» без указания самих параметров (характеристик) эквивалентности, представляется ненадлежащим описанием предмета конкурентной закупки с точки зрения действующего законодательства РФ о закупках.

Выводы:

1. Существующая редакция пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ о закупках является практически нереализуемой в отношении большинства используемых в Российской Федерации товарных знаков, которые являются изображениями или комбинацией словесных и изобразительных обозначений, а также других обозначений товарных знаков, не являющихся словесными.

2. Фактически данная норма закона (п.  3 ч. 6.1 ст. 3 223-ФЗ) предназначена для закупки товаров, которые имеют только словесное обозначение товарного знака.

3. С учётом особенностей действующего законодательства указание товарного знака при описании предмета закупки целесообразно для заказчика лишь в случае, если закупка подпадает под одно из 4-х исключений, при наличии которых не требуется сопровождение товарного знака фразой об эквивалентности.

4. В рамках новой редакции Закона № 223-ФЗ о закупках заказчик вправе осуществлять закупки товаров конкретных производителей, если закупка таких товаров обоснована их спецификой.

При этом если заказчиком при описании закупаемых товаров конкретных производителей не используются средства их индивидуализации – товарные знаки, то установление параметров эквивалентности товаров при осуществлении закупки не является обязательным

Источник: zakupki-portal.ru

Подписаться

Международный форум по цифровой медицине – крупнейшее в России мероприятие, посвящённое цифровым технологиям в области здравоохранения. Форум состоится 2 апреля 2019 года в конгресс-центре Первого МГМУ имени И.М. Сеченова.

Порядок выпуска сертификатов ключей проверки электронной подписи (СКПЭП) кредитным организациям для использования в Единой информационной системе персональных данных разработан ФГБУ НИИ «Восход» и согласован Минкомсвязью.

Источник: //iecp.ru/news/item/423027-o-novyh-trebovaniyah-zakona-223-fz-v-chasti-ukazaniya-tovarnyh-znakov

Товарные знаки в документации о закупке

Торги по 223 ФЗ.  Товарный знак в техническом задании

Рассмотрим, в каких случаях законодательство позволяет указать в документации конкретный товарный знак и о чем нужно помнить при формировании требований к продукции.

Товарный знак по 44 ФЗ В соответствии со статьей 1476 ГК РФ, товарный знак (ТЗн) — это обозначение, которое служит для индивидуализации товаров.

В законе 44 ФЗ перечислены и другие средства индивидуализации, указание которых в документации строго ограничено: знаки обслуживания; фирменные наименования; патенты; полезные модели; промышленные образцы; наименование страны происхождения товара.

Ограничение действует как в отношении словесного обозначения, так и изображения (рисунка, схемы и т. д.).

Как проверить, является ли товарным знаком На этапе составления технического задания и оценки предложений участников у заказчика может появиться необходимость установить, зарегистрирована ли та или иная марка.

Для этого можно воспользоваться несколькими вариантами: Открытый реестр на сайте Роспатента. Однако поиск по этому сервису не очень удобен.

Реестр товарных знаков Роспатента

Самая полная и актуальная информация о зарегистрированных в России знаках и заявках содержится в реестрах Роспатента. Реестры ФИПС содержат информацию по зарегистрированным российским и советским знакам с 1925 года.

Первоисточником информации о зарегистрированных в России товарных знаках являются базы данных Роспатента и подведомственного ему Федерального института промышленной собственности (ФИПС). Регистры российских товарных знаков и поданных заявок обновляются ежедневно.

Провести бесплатно онлайн поиск по открытым реестрам возможно исключительно по номеру заявки или свидетельства. Информация по каждому номеру регистрации выложена в формате PDF.

База данных Института промышленной собственности. Услуга платная, срок получения информации — 1 месяц.

Информационные сайты, где можно искать данные по названию, изображению, номеру знака

Стоит отметить, что указание заказчиком незарегистрированного ТЗ в документах может также расцениваться контролерами как признак ограничения конкуренции.

Указание участником в заявке несуществующей марки продукта может быть основанием для отклонения. Как прописать в документации по 44 ФЗ В соответствии с ч. 1 ст. 33 закона № 44-ФЗ, госзаказчик вправе указать ТЗн в требованиях о закупке в следующих случаях: Со словами «или эквивалент».

В этом случае в документации обязательно должны содержаться критерии установления эквивалентности продукции. Например, необходимо указать диапазон или конкретные значения по весу, размеру, другим техническим характеристикам, соответствие которым будет рассматриваться заказчиком как подтверждение эквивалентности.

Участник должен будет либо в заявке указывать ТЗн, либо приводить марку своего товара и его показатели, соответствующие требованиям о эквивалентности. При условии несовместимости продукции других марок с той, которую использует госзаказчик. Ему следует обосновать необходимость использования конкретной марки и несовместимость товара других марок с имеющимися.

Указание на ТЗн по 44-ФЗ означает поставку только указанной марки товара без слов «или эквивалент». При закупках запчастей и расходных материалов к машинам и оборудованию.

В этом случае заказчик должен иметь техническую документацию производителя, в которой указано, что запчасти должны использоваться только от конкретного производителя или что использование других марок может повлечь неблагоприятные последствия.

Поставка эквивалентной продукции в этом случае не предусмотрена. Указание на товарный знак в аукционной документации без слов «или эквивалент» означает, что участники в первых частях заявок должны будут дать согласие на поставку этой марки товара.

В случае если заказчик нарушит указанные ограничения, к нему будут применены нормы ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП с наложением штрафа до 50 000 руб.

Требования к продукции по закону № 223-ФЗ Закон о закупках отдельными видами юрлиц не содержит правила указания в проектной документации ТЗн. Этот вопрос заказчик прописывает самостоятельно в Положениях о закупках.

В большинстве Положений устанавливаются ограничения на использование средств индивидуализации продукта так же, как и в 44 ФЗ. Но даже в том случае, если Положением такое ограничение не установлено, наличие марок в техзадании контролирующими органами может быть признано ограничением конкуренции.

Потребителю нужно подготовить обоснование необходимости закупки конкретной марки (например, несовместимость с имеющимся оборудованием).

Товарные знаки товаров

Согласно Закону РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», товарный знак — обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.

Товарные знаки помогают различать товары и услуги разных производителей

Право на товарный знак охраняется законом. Обладателем исключительного права на товарный знак (правообладателем) может быть юридическое лицо или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность.

Правообладатель вправе использовать товарный знак и запрещать другим лицам использовать товарный знак.

Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно нанесен товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

На зарегистрированный товарный знак выдается специальное свидетельство. В соответствии со ст. 5 указанного Закона в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании.

В настоящее время существует множество видов и групп товарных знаков.

Классификация товарных знаков

Виды товарных знаков по форме выражения:

словесные;

изобразительные;

объемные;

звуковые;

комбинированные;

Виды товарных знаков по объектам:

фирменные

ассортиментные;

Виды товарных знаков по праву собственности владельца:

индивидуальные;

коллективные.

Словесные товарные знаки являются самыми распространенными, к ним можно отнести буквы, слова, предложения и проч., например названия компаний Panasonic, Microsoft, Apple, Coca-Cola, . Обычно данный вид знаков называют логотипами.

В качестве логотипов могут использоваться уже существующие слова («Любимый сад») или придуманные («Макфа»). К словесным знакам можно отнести лозунги компаний или их слоганы.

Например, у компании Nokia вместе с названием размещен лозунг Connecting People и др.

Изобразительные товарные знаки представляют собой изображения различных геометрических фигур, линий, предметов, животных, людей, географических, природных объектов и др. Как правило, данный вид знаков называют эмблемами.

Объемные товарные знаки – оригинальные упаковки или сам товар, позволяющий определить его изготовителя. Такие товарные знаки обычно используют парфюмерно- косметические компании, а также производители алкогольной продукции.

Звуковые товарные знаки – фрагмент музыкального произведения или короткий оригинальный звук, звук природы, быта, промышленных предприятий и проч.

Примерами звуковых товарных знаков являются мелодии мобильных телефонов, позывные радиостанций (например, «Европа плюс», «Русское радио»), радиопрограмм («Бригада У»), мелодии и заставки популярных телепередач (например, «Поле чудес», «Большая разница», «Спокойной ночи, малыши!»), аудиологотипы «Макдоналдс».

Комбинированные товарные знаки представляют собой смесь перечисленных выше знаков. Сейчас они используются очень часто.

Фирменные товарные знаки предназначены для идентификации непосредственно предприятий-изготовителей. Они могут быть обыкновенными, которые разрабатываются дизайнерами по поручению изготовителей, и престижными), которые присваиваются предприятиям за участие в выставках, ярмарках и т.п.

Ассортиментные товарные знаки предназначены для ассортиментной идентификации товара по виду, торговой марке или наименованию.

Торговая — знак или имя, присущие конкретному товару с определенными потребительскими свойствами, позволяющие отличить данный товар от других. Как правило, известная компания, имеющая свой логотип, производит несколько групп товаров с разными торговыми марками. Например, компания «Юнилевер» выпускает огромное количество разных товаров под известными торговыми марками

Индивидуальные товарные знаки — изображения, принадлежащие одному юридическому или физическому лицу.

Коллективные товарные знаки – знаки, предназначенные для обозначения товаров, производимых и (или) реализуемых входящими в объединения лицами и обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками.

При регистрации товарного знака в международном реестре рядом с ним ставятся знаки — буквы R, С, ТМ в кружке

Регистрация товарных знаков

Регистрация товарных знаков в уполномоченном государственном ведомстве является необходимым условием возникновения исключительного права на товарный знак. При этом допускается использование незарегистрированных обозначений в качестве товарных знаков, однако владелец товарного знака в этом случае фактически не имеет никаких прав по отношению к нему.

В России регистрация товарных знаков осуществляется в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Сокращенно это учреждение называют ФИПС или Роспатентом.

Регистрация товарных знаков в каждом случае осуществляется строго в отношении определенных услуг и товаров. Эти товары и услуги разделяются по классам.

Чем больше классов задействуется при регистрации товарного знака, тем выше стоимость осуществления данной процедуры. В настоящее время существует 45 классов, из которых 34 предназначены для разделения видов товаров и 11 — для разделения видов услуг.

Эти классы определяются в соответствии с МКТУ (Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков).

Разумеется, регистрация товарного знака может быть осуществлена применительно далеко не ко всем текстам, изображениям либо иным обозначениям. Законодательство предусматривает целый ряд ограничений на регистрацию товарных знаков, которые обозначены в статье 1483 ГК РФ.

Одним из таких ограничений является принципиальная невозможность регистрации в качестве товарного знака обозначений, использующихся для указания товаров определенного класса и вошедших во всеобщее употребление. Например, такими товарами являются ксерокс, термос, макинтош и т.д.

Также невозможна регистрация товарного знака в случае, если выбранное обозначение имеет прямое указание на вид, свойство или качество товара. Например, нельзя зарегистрировать товарный знак «телевизор» для телевизора.

При этом регистрация этого же товарного знака в отношении любого другого товара теоретически является возможной (при условии, что выбранный товарный знак не вводит в заблуждение потребителя относительно происхождения или вида данного товара).

Сколько проживет товарный знак

Срок действия свидетельств на товарные знаки, выдаваемых в России, составляет 10 лет. По истечении этого срока после подачи соответствующего заявления в уполномоченное ведомство и уплаты государственной пошлины оно может быть продлено еще на 10 лет. Продлевать свидетельство о регистрации товарного знака можно неограниченное число раз.

Обеспечение полноценной правовой охраны товарного знака находится в интересах правообладателей, ведь получение известности и признания таким обозначением требует времени и сопряжено со значительными капиталовложениями. То, насколько качественной будет защита товарного знака, зависит от особенностей действующего законодательства.

Чаще всего для охраны товарного знака осуществляется его регистрация в Реестре товарных знаков.

В большинстве государств регистрация товарного знака в соответствующем реестре является обязательным условием его охраны.

Это означает, что охрана товарного знака может осуществляться только после его регистрации — до прохождения данной процедуры владелец знака не имеет возможности препятствовать его использованию другими лицами.

Регистрация товарных знаков является не единственным способом их защиты от нелегального использования.

В некоторых государствах существует практика правовой охраны и для незарегистрированных в качестве товарных знаков обозначений, однако такой способ защиты интеллектуальной собственности является менее надежным — пока товарный знак не имеет необходимой репутации и известности на рынке, фактически, он не является защищенным от его использования любым желающим. Важно отметить, что до того момента, пока знак не обретет достаточную известность, может пройти немало времени, начиная с момента появления товарного знака на рынке.

В случае, если владелец нового товарного знака начинает выпускать на рынок продукты под ним, он должен быть готов к тому, что используемое им обозначение является крайне уязвимым.

Единственным вариантом защиты товарного знака в данной ситуации является использование положений законодательства о недобросовестной конкуренции, однако необходимым условием успеха в данном случае является наличие репутации на рынке у охраняемого обозначения.

Источник: //44fzrf.ru/tovarnyie-znaki-v-dokumentatsii-o-zakupke/

Что значит фраза «или эквивалент» в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ?

Торги по 223 ФЗ.  Товарный знак в техническом задании

Очень часто заказчики предусматривают в закупочной документации возможность для участников поставить не конкретно указанный товар, а аналогичный ему или эквивалент. Закон о контрактной системе обязывает заказчика это делать.

Однако есть исключения, когда товар несовместимый или невзаимозаменяемый. Каких правил следует придерживаться в этом случае участникам, как правильно подготовить заявку, когда невозможно предложить эквивалент – разберемся в статье.

Товарный знак в 44-ФЗ

Понятие товарного знака напрямую связано с эквивалентностью товара в процедуре закупки. Однако 44-ФЗ не дает определения ТЗн. Его можно найти в ст.1477 ГК РФ.

Товарный знак – это исключительное право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на продукцию, которое индивидуализирует эту самую продукцию.

Если исходить из того, что закон о контрактной системе закупок основывается на гражданском законодательстве, то товарный знак в 44-ФЗ — это уникальное указание производителя или самого товара, которое идентифицирует предмет закупки. Как правило, он сопровождается фразой «или эквивалент», кроме некоторых случаев.

Что такое эквивалентность в 44-ФЗ?

Одна из целей 44-ФЗ – обеспечивать принцип конкуренции и не ограничивать потенциальных исполнителей в участии.

Понятие «эквивалент» помогает соблюдать эти принципы и является одним из важнейших условий при оформлении заявки.

Организаторы торгов не могут указывать такие требования к предмету закупки, которые бы сократили число участников (п.1 ч.1 ст.33). Одним из таких требований является товарный знак.

Поэтому заказчики обязаны в описании закупки указывать формулировку «или эквивалент». Что это значит, найдем в п.1 ч.1 ст.33 44-ФЗ.

Это возможность использовать или поставить товар, отличный от того, который указал заказчик, с теми же характеристиками (показателями), но от другого производителя.

Такая продукция называется аналогом или эквивалентом. Разницы между этими понятиями для 44-ФЗ нет.

В электронных аукционах торговые марки используют при закупке продукции, либо если заключают договор на работы (услуги), для выполнения которых она используется.

Для более точного описания продукции заказчики в документации указывают страну происхождения товара, а также при необходимости:

  1. Товарный знак или его словесное обозначение.
  2. Знак обслуживания.
  3. Фирменное наименование.
  4. Патенты.
  5. Полезные модели.
  6. Промышленные образцы.

Если участник видит фразу «или эквивалент», он должен оценивать ситуацию как возможный выбор:

1) согласиться и поставить конкретную продукцию, заявленную заказчиком;
2) предложить аналогичный товар. Главное, чтобы конкретные показатели товара совпадали с показателями, указанными в техническом задании.

Как правильно заполнить заявку, если есть «или эквивалент»?

Если в документации организатор указал формулировку «или эквивалент», то исполнителю необходимо придерживаться следующих правил, чтобы не допустить ошибок:

  • если хотите предложить конкретно ту продукцию, которую описывает заказчик, а не аналог, то не нужно дублировать все технические показатели конкретные характеристики. Достаточно будет дать согласие на поставку товара (п.1 ч.3 ст.66 44-ФЗ);
  • если желаете заменить товар на аналогичный, то заполнять все конкретные показатели нужно обязательно. В этом же случае можно указать и товарный знак, если обладаете такой информацией;
  • на этапе заполнения заявки нельзя заменять товар на аналогичный с лучшими показателями. Заказчик такую заявку не пропустит. Такой товар можно предложить заказчику на этапе подписания контракта, путем подготовки дополнительного соглашения к контракту.

Например, в закупке на поставку бензопилы заказчик указал: марка Stihl или эквивалент:

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Поставка бензопилы

  1. Общая информация об объекте закупки:

1.1. Объект закупки: поставка бензопилы

1.2. Место поставки: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический 56

1.3. Срок поставки в течении 10 календарных дней с момента заключения контракта.

1.4. Описание товара:

лота

Наименование закупаемого товараописание объекта закупкиЕд. изм.Кол-во
1.Бензопила STIHL MS – 180-16 или эквивалентМарка: STIHL MS – 180-16 или эквивалент

Конструкция: ручная

Мощность: не менее 1500 Вт / 2 л. с.

Шаг цепи: 3/8

Длина шины: не менее 35 см и не более 40 см

Емкость топливного бака: не менее 0,25 л.

Емкость масляного бака: не менее 0,145 л.

Функции и возможности: тормоз цепи

Ведомая звездочка: 6-зубчатая

Макс. скорость цепи не менее  согласно ISO 11681: MS 180, MS 180 C:22,3 м/сMS 180 2-MIX:24,8 м/с

Число оборотов на холостом ходу: не менее  согласно ISO 11681 +/- 50 об/мин 2800 об/мин

Двигатель: одноцилиндровый двухтактный

Гарантийный срок: не менее 12 месяцев

Шт1

Следовательно, контракт можно заключить на поставку бензопилы другой марки, но не отступая от указанных характеристик.

Заявка по неэквивалентному товару

Существует два исключения из правила про аналоги, которые изложены в п.1 ч.1 ст.33 44-ФЗ:

  1. Когда закупаются запчасти и расходные материалы к товару, который уже использует заказчик. Например, к многофункциональному устройству HP, согласно руководству по эксплуатации, подходят только оригинальные картриджи НР и никакие другие.
  2. Когда заключаете контракт на поставку (использование) товаров, совместимых с продукцией покупателя. Например, заказчик приобретает лицензию и дистрибутив исключительно программы Kaspersky, т.к. другие программы конфликтуют с корпоративной системой безопасности.

Вот пример технического задания на поставку оригинального товарного знака:

№ п/пНаименование и технические характеристикиКол-во

(шт)

1Оригинальный  картридж  Canon  С-EXV 40 для КМА Canon IR 1133А. Цвет печати — черный. Ресурс (количество качественных отпечатков) не менее 6000 копий на офисной бумаге формата А4.8
2Оригинальный Картридж  Canon 728 для КМА Canon i-SENSYS MF4890dw. Цвет печати — черный. Ресурс (количество качественных отпечатков) не менее 2100 копий на офисной бумаге формата А4.15

Нужно ли указывать «или эквивалент» во всей документации, где встречается товарный знак?

Формулировку «или эквивалент» в документации необходимо указывать везде, где встречается тот или иной товарный знак. Хотя контролирующие организации часто не обращают внимания на такие нарушения. Описание предмета торгов, в том числе указание фразы «или эквивалент», для заказчика очень важно.

Так как, с одной стороны, можно заработать штраф и понести административную ответственность за то, что не соблюдается закон о конкуренции.

И с другой стороны, можно получить много запросов на разъяснение, или (что еще страшнее!) — жалобы в ФАС от участников закупки на неправильно составленную документацию.

Участнику тоже следует самым внимательным образом подходить к изучению документации на предмет наличия фразы «или эквивалент». Это поможет правильно подготовить заявку и быть уверенным, что ее не отклонят.

Как регулируется эквивалент по 223-ФЗ?

В 223-ФЗ не указываются, какие отличия есть между аналогом и эквивалентом. В п.3 ч.6.1 ст.

3 223-ФЗ говорится, что если заказчик в описании объекта торгов указывает товарный знак, то он предусматривает возможность поставки эквивалентного товара, прописывая это условие в тексте документации.

Следовательно, эти понятия являются словами-синонимами в контексте закупок по федеральному закону № 223.

Из этого правила есть исключения. Заказчик не может прописать возможность поставить аналог, если приобретает:

  • товары, которые взаимодействуют с продукцией, которую использует заказчик, а другие с ней несовместимы;
  • запасные части и расходники к машинам и оборудованию, которые применяет заказчик. В этом случае организаторам торгов следует руководствоваться технической документацией и инструкциями по эксплуатации этих машин и оборудования;
  • товары, необходимые для выполнения условий госзакупки по 44-ФЗ;
  • продукцию с конкретными товарными марками, знаками обслуживания, патентами, полезными моделями, промышленными образцами, местом происхождения продукции, производителем, если это отражено в условиях международных договоров РФ или условиями договоров юрлиц, которые указаны в ч.2 ст.1 223-ФЗ для выполнения этими компаниями обязательств по совершенным сделкам с юрлицами, в т.ч. зарубежными предприятиями.

223-ФЗ также, как 44-ФЗ обязывает организаторов торгов прописывать фразу «или эквивалент». Заказчик посредством положения о закупке определяет порядок проведения тендера. При этом, в некоторых случаях, целесообразно устанавливать требование поставки товара с конкретным товарным знаком без возможности поставки аналогов.

ФАС России в большинстве случаев расценивает указание конкретного товарного знака как создание исполнителям преимущественных условий участия в закупке, что запрещено п.2 ч.1 ст.

17 135-ФЗ и как нарушение принципа равноправия и ограничения конкуренции (п.2 ч.1 ст.3 223-ФЗ).

 Однако, как видно из судебной практики, если заказчик обосновывает невозможность поставки эквивалентов, то суды становятся на его сторону.

Вам также может понравиться

Источник: //azbukatenderov.ru/uchastniku-zakupok/chto-znachit-fraza-ili-ekvivalent-v-zakupkax.html

Юрист Лукин