Продление срока контракта на поставку, заключенного с иностранным поставщиком

Продление срока действия контракта по 44-ФЗ и ответственность за незаконную пролонгацию договора

Продление срока контракта на поставку, заключенного с иностранным поставщиком

Продление сроков реализации государственного контракта – это та задача, с которой регулярно сталкиваются заказчики. Такая необходимость обычно возникает при типовых закупках: заказчику гораздо проще продлить сроки действия контракта, чем организовать и провести новую закупку.

Относится ли срок действия контракта к существенным условиям

На основании ч. 2 ст. 34 44-ФЗ при подписании контракта нужно учесть, что в дальнейшем его существенные условия не подлежат изменению. При этом в самом 44-ФЗ не содержится указания на то, что именно можно считать существенным условием, и относится ли к ним срок действия контракта.

По нормам Гражданского кодекса (на которые должны опираться положения 44-ФЗ) к существенным условиям относятся соглашения о предмете договора, а также иные условия, которые необходимы для реализации подобного рода договоров.

В Гражданском кодексе также есть несколько статей, относящиеся к существенным условиям. Это ст. 457 – по срокам поставки товара, по ст. 708 – по срокам начала и окончания исполнения работ, по ст. 783 – сроки предоставления услуг.

С учетом п. 2 ст. 42 44-ФЗ можно сделать вывод, что к существенным условиям по любому контракту с государственными и муниципальными заказчиками относят условия о сроках исполнения обязательств в рамках соглашения.

Государственные контракты вступают в силу после подписания сторонами. При этом контракт должен содержать указание на финальные сроки выполнения работ.

Без указания на сроки госконтракт можно считать недействительным по причине отсутствия существенных условий.

Следовательно, порядок и сроки поставки товара, выполнения работы и оказания услуги относят к существенным условиям реализации государственного контракта. Данный вывод подтверждается разъяснениями контролирующих инстанций, в частности:

  • Минфина, которые он предоставил в письме от 2016 года №02-02-15/24252;
  • МЭР в письмах от 2015 года №Д28и-2020, от 2016 года №Д28и-1818;
  • в письме Казначейства России от 2015 года №07-04-05/09-319.

Сторонам не допускается изменять существенные условия, кроме отдельных исключений, перечисленных в ст. 95 44-ФЗ, когда условия могут изменяться по соглашению сторон.

В законодательстве представлен полный перечень исключений, когда допускается изменение контракта, и он не подлежит расширительной трактовке. Срок действия контракта не представлен в перечне исключений (с учетом ст.

95 44-ФЗ, п. 1 ст. 432 ГК, ч. 13 ст. 34 44-ФЗ).

Возможно ли продление срока

В общем случае вносить изменения в государственный контракт допускается только через подписание дополнительного соглашения. Нормами Гражданского кодекса допускается пролонгация контракта при изменении условий его реализации. Но 44-ФЗ имеет приоритет перед нормами ГК и подписывать дополнительное соглашение для продления сроков по государственному контракту не допускается.

Тот факт, что в рамках 44-ФЗ продление сроков реализации контракта считается нарушением, связан с принципом бюджетной экономии, который является одним из базовых.

Если бы такая возможность предоставлялась заказчикам по 44-ФЗ, то многие недобросовестные заказчики пользовались ею для ухода от конкурентных закупок, ведь вместо проведения конкурентной закупки они бы постоянно продляли контракт с одним поставщиком.

На основании п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса дополнительное соглашение о пролонгации договора заказчик подписать не вправе, так как оно не предусмотрено законом (в данном случае требованиями 44-ФЗ).

Такое соглашение признается ничтожным и не создает юридических последствий.

На то, что подписать отдельное соглашение для продления госконтракта стороны не могут, указывает МЭР в письме от 2017 № ОГ-Д28-4011.

Все закупки должны проводиться в соответствии с планом-графиком. В этом документе есть указание на период исполнения государственного контракта, и он не может произвольно изменяться. В письме МЭР от 2017 года № ОГ-Д28-4011 ведомство дополнительно указало, что включение в контракт пункта о возможности пролонгации договора является нарушением со стороны государственного заказчика.

Государственные контракты подписываются с учетом утвержденных лимитов бюджетных обязательств на срок три года. При этом заказчик вправе подписать контракт с поставщиком сразу на три года (по письму МЭР от 2015 года №Д28и). Но пролонгировать контракт, подписанный на год, вплоть до трех лет, заказчик не вправе.

Сроки контракта допускается изменять на законных основаниях только в частных случаях. В п. 6 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ прописано, что сроки подлежат изменениям при уменьшении ранее доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств. По нормам данной статьи сроки допускается пересмотреть только в сторону сокращения, так как изменяется объем поставки товара, работы и услуги.

Поэтому в данном случае о пролонгации контракта речи нет.

Также в 2016 году допускалось изменять сроки на основании ч. 1.1 ст. 95 44-ФЗ, но срок реализации контракта для применения данной статьи должен был завершиться в 2016 году. По правилам, которые были прописаны в ч. 1.1 ст.95 44-ФЗ, стороны госконтракта сохраняли возможность изменения сроков и цены контракта.

При этом дополнительно такие правила устанавливало Правительство, которое вводило разрешения на текущий год. Так, согласно данной статье, изменения в государственный контракт в 2016 году могли вноситься по Правилам Постановления Правительства от 2016 года №191.

Указанные правила распространялись только на контракты, предметом которых являлись:

  • поставка товара, выполнение работ или оказание услуг по утвержденным перечням;
  • строительные, реконструирующие работы, услуги по техническому перевооружению или работ по сохранению объектов культурного наследия, кроме методического руководства.

При этом по срокам исполнения контракта необходимость внесения правок могла быть обусловлена такими обстоятельствами: срок госконтракта не превышает 6 мес. (по п. 3 Правил), а контракт не допускается исполнить без изменения в связи с существенным изменением обстоятельств закупки, согласно ст. 451 ГК.

С января 2017 года п. 1.1 ст. 95 44-ФЗ утратил силу и более не применяется.

Если при реализации контракта возникли непредвиденные обстоятельства, которые делают невозможным исполнение контракта в сроки, то продление все равно недопустимо.

Допускается исполнить контракт за пределами установленных сроков. Это означает, что в некоторых случаях (например, при изменении погодных условий, которые препятствуют реализации контракта) контракт может исполняться за пределами сроков без взыскания санкций за просрочку. Такая позиция основывается на положении п.

3 ст. 425 ГК. Оно указывает на то, что истечение срока действия контракта не снимает со сторон обязанности выполнить все обязательства.

Законодательство не запрещает поставщику выполнить работу, а заказчику – произвести приемку за пределами срока госконтракта.

Порядок действий в данном случае будет следующим:

  1. Заказчик принимает исполненные работы за пределами срока реализации контракта.
  2. При этом он должен исполнить свои обязательства по предъявлению требований к поставщику по уплате пени по ч. 6 ст. 34 44-ФЗ.
  3. Но обязанность уплатить начисленные пени у подрядчика возникает только при наличии вины в просрочке по обязательствам. По ч. 9 ст. 34 44-ФЗ и ст. 401 ГК сторона может освобождаться от уплаты неустойки, пени или штрафа, если докажет, что неисполнение связано с обстоятельствами непреодолимой силы или по вине заказчика.

Таким образом, срок реализации контракта останется прежним, но никаких санкций поставщику не грозит. Стоит отметить, что указанный порядок действий не закреплен законодательно. Поэтому велика вероятность, что поставщику придется отстаивать свое право на освобождение от санкций в судебном порядке.

Заведомо выигрышной для подрядчика станет ситуация, при которой он сможет доказать, что исполнение им своих обязательств в установленные договором сроки стало невозможно из-за обстоятельств непреодолимой силы по ст. 401 ГК.

К таким обстоятельствам относят форс-мажорные обстоятельства: чрезвычайные ситуации, техногенные катастрофы, вооруженные конфликты, стихийные бедствия и пр. Возникновение таких ситуаций поставщику следует подтвердить документально, например, предоставить документ из МЧС или ТПП.

Если заказчика полностью устраивают условия реализации государственного контракта, и он хотел бы продолжить сотрудничество с данным поставщиком, то ему необходимо провести новую закупку. В случаях когда это допустимо нормами 44-ФЗ и входит в лимиты, утвержденные для заказчика, то он вправе подписать контракт с единственным поставщиком.

В случае если поставщику стало очевидно, что он не способен исполнить свои обязательства в установленные сроки, то он может воспользоваться одним из перечисленных вариантов:

  1. Достигнуть договоренности о расторжении контракта по взаимному согласию между сторонами. При этом необходимо привести дополнительные доводы, которые бы смогли дополнительно подтвердить необходимость расторжения.
  2. При отказе заказчика расторгнуть договор добровольно поставщик вправе потребовать его принудительное расторжение в судебном порядке.
  3. Подписать с заказчиком соглашение о подписании акта приема-передачи товара, а также договора об ответственном хранении товаров у поставщика. Если два указанных документа подписать в один момент, то формально поставщик исполнит контракт в положенные сроки, но сможет отсрочить саму поставку.

Ответственность за незаконную пролонгацию

В случае незаконного изменения условий контракта должностному лицу грозит штраф в размере 20 тыс. р., юридическому – 200 тыс. р. (по ч. 4 ст. 7.32 КоАП). Факт незаконной пролонгации может стать известен контролирующим инстанциям при проведении проверочных мероприятий. Привлечением заказчика к административной ответственности занимается ФАС.

Если изменение сроков государственного контракта привело к дополнительным затратам, то устанавливается штраф. Он рассчитывается, как двойной размер излишне израсходованных средств.

Также по результатам выявления незаконного продления сроков по государственному контракту дополнительное соглашение, подписанное по данному вопросу, будет признано ничтожным и аннулировано.

Подрядчику следует учесть, что заказчик вправе применять меры ответственности в виде пени и штрафов за исполнение или некачественное исполнение обязательств по государственному контракту по ч. 6 ст. 34 44-ФЗ.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса допускают возможность продления срока действия контракта между сторонами сверх срока, на который он был подписан. Но это правило не распространяется на госконтракты.

В 44-ФЗ прописан единственный случай, позволяющий изменить сроки по контракту: это снижение лимитов бюджетного финансирования.

При нарушении требования о недопустимости изменения сроков реализации государственного контракта заказчику грозит крупный штраф в размере 200 тыс. р. по ст. 7.32 КоАП.

Загрузка…

Источник: //pravo.team/zakupki/44/prodlenie-kontrakta.html

Продление срока действия контракта по 44-ФЗ: возможно ли пролонгировать договор?

Продление срока контракта на поставку, заключенного с иностранным поставщиком

Сроки действия госконтракта и период, который необходим поставщику для исполнения обязательств по договору, входит в число базовых условий госконтракта по 44-ФЗ.

На практике возникают ситуации, при которых поставщик или исполнитель не могут завершить работу или выполнить поставку товара в установленные сроки по объективным не зависящим от них обстоятельствам.

В таком случае может возникнуть необходимость пролонгировать сроки исполнения контракта.

Согласно действующим положениям законодательства, сроки действия контракта не являются существенным условием госконтракта по нормам 44-ФЗ. Более того, сведения о сроках действия включаются в контракт по усмотрению заказчика.

Срок исполнения

Сроки действия следует отличать от сроков исполнения. Последнее понятие является более узким и входит в перечень существенных условий контракта.

Срок действия включает такие временные периоды, как исполнение поставщиком своих обязательств по оказанию услуг, выполнению работ и поставке товара, заказчиком – по оплате услуг и работ, принятых на условиях договора, а также возврату денежного обеспечения, а также гарантийный период.

Согласно положениям Гражданского кодекса п. 1 ст. 425, госконтракт вступает в силу после его подписания сторонами. Именно с этого момента начинается его исполнение.

В контракте приводится указание на финальную дату выполнения работ или временной период, который отводится поставщику на оказание нужной услуги или поставку товара (например, в течение 30 дней после подписания контракта).

Без сроков исполнения обязательств контракт считается недействительным из-за отсутствия в нем одного из существенных условий.

Возможно ли продление (пролонгация) срока действия

Под пролонгацией, или продлением понимается увеличение временного периода действия госконтракта в процессе реализации сторонами отношений по договору.

В рамках гражданско-правового законодательства договоры пролонгируются достаточно просто: для этого сторонам достаточно достигнуть договоренности и оформить факт продления сроков действия контракта в письменной форме.

Но в отношении контрактов, которые подписывают государственные и муниципальные заказчики со своими контрагентами, есть некоторые особенности.

Они заключаются в том, что в данном случае положения специального законодательства в виде 44-ФЗ о контрактной системе имеют приоритет перед общими нормами Гражданского кодекса.

По нормам 44-ФЗ все закупки должны вестись по плану-графику, а в нем есть указание на период исполнения контракта.

В ч. 1 ст. 95 44-ФЗ прямо сказано о том, что существенные условия контракта изменять не допускается. Ранее в законодательстве было предусмотрено несколько исключений из указанного правила. Теперь изменить сроки стало невозможным даже через подписание дополнительного соглашения.

Подобная позиция содержится в письме Министерства финансов №02-02-15/24252 от 2016 года и письме Минэкономразвития №ОГ-Д28-4011 от 2017 года.

В прежней версии 44-ФЗ была ссылка на то, что стороны вправе продлить сроки исполнения контракта, если ими было достигнуто согласие по данному вопросу. Но после изменений 2017 года Постановление Правительства устранило указанные правила. Теперь сроки госконтракта должны оставаться неизменными.

В письме Минэкономразвития от 2017 года №ОГ-Д28-4011 дополнительно подчеркивается, что включение в госконтракт сведений о возможности продления является нарушением со стороны заказчика.

Стоит учесть, что в отношении контрактов по 44-ФЗ действуют правила Гражданского кодекса. Исходя из положений ст.

401 ГК, можно сделать вывод, что госконтракт допускается пролонгировать при условии форс-мажорных обстоятельств.

Согласно ст. 401 Гражданского кодекса, в случае, если одна из сторон докажет, что исполнение взятых на себя обязательств стало невозможным при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, то ее освобождают от ответственности. К подобным обстоятельствам можно отнести стихийные бедствия, катастрофы, военные конфликты и пр.

Но если поставщик или исполнитель требует изменить сроки контракта со ссылкой на форс-мажор, то ему придется доказать данный факт.

Например, с помощью документа, полученного у МЧС, торгово-промышленной палаты и пр. Но в данном случае сроки контракта фактически останутся прежними.

Единственное отличие будет состоять в том, что штрафы и пени за просрочку обязательств поставщиком уплачиваться не будут.

Другим исключением из правил о невозможности изменения существенных условий являются случаи внесения правок в существенные условия из-за решения Правительства, региональных властей или муниципалитета (по пп. 2-4 ч. 1 ст. 95 Постановления №1186).

В случае отсутствия у поставщика возможности исполнить свои обязательства в установленные сроки у него есть несколько вариантов действий:

  1. Заключить с заказчиком дополнительное соглашение о расторжении госконтракта (при достижении такой договоренности).
  2. Добиться от заказчика подписания акта приема-передачи или товарной накладной в положенные сроки. Одновременно с этим подписать договор о безвозмездном ответственном хранении продукции на складах поставщика, что позволит ему немного отсрочить поставку на вполне законных основаниях.
  3. Потребовать расторгнуть госконтракт в судебном порядке.
  4. Исполнить свои обязательства с просрочкой и заплатить штрафные санкции.

Таким образом, поставщику придется искать способы договориться заказчиком мирно, чтобы избежать ответственности. В общем случае за несоблюдение сроков информация о нем передается в реестр недобросовестных поставщиков.

Сроки поставки товара по 44-ФЗ и порядок их определения

Несмотря на то что срок поставки товара является очень важным условием, в Федеральном законе №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не отражены никакие требования к данному параметру, что вызывает огромное количество жалоб потенциальных исполнителей контрактов в случае возникновения у них подозрения на ограничение конкуренции. Это связано с тем, что нередко заказчики ставят предельно малые сроки на исполнение контракта в части поставки товара, чем могут существенным образом ограничить конкуренцию, например, по причине того, что в установленные сроки поставить товар может только одна или две организации.

В Гражданском Кодексе Российской Федерации также не содержится указания на то, каким должен быть минимальный срок для поставки товара.

Статья 421 данного нормативного акта говорит о том, что срок поставки может быть любым, который устроит обе стороны заключенного соглашения.

Однако следует понимать, что этот показатель должен также отвечать требованию о разумности, что позволит исполнить контракт без нарушения его условий.

Правила действия в случае нарушения сроков поставки

В том случае, если исполнитель по контракту допустил реальное нарушение сроков его исполнения в части поставки товара, заказчик имеет право обратиться к претензионному порядку, по итогам реализации которого с исполнителя будет взыскана определенная сумма неустойки.

Однако для того, чтобы требования о выплате суммы неустойки были признаны соответствующими действительности, необходимо соблюсти определенный порядок:

  1. Убедиться, что допущена фактическая просрочка поставки. Получить сведения об этом реально только после того, как товар был поставлен в полном объеме. Для этого необходимо изучить предоставленные акты приема-передачи товара, товарные накладные либо универсальные передаточные документы, в которых отражена дата фактической передачи товара на склад заказчика. Эти документы должны быть переданы либо в дату фактической поставки, либо в течение установленного контрактом срока такой поставки. Раньше фактической поставки товара документы приняты быть не могут, так как это может повлечь путаницу в расчетах суммы неустойки.
  2. Провести подсчет количества дней фактической просрочки поставки. При этом следует учесть нюанс, который был оговорен Федеральной антимонопольной службой в рамках одного из своих писем, направленных с целью установления порядка расчета неустойки по Постановлению Правительства РФ №1042, принятого в 2017 году. В соответствии с этой оговоркой количество дней просрочки исполнения контракта должно рассчитываться в календарном плане (то есть с включением всех выходных и праздничных дней) несмотря на то, что в контракте срок поставки может быть обозначен в виде рабочих дней (то есть с исключением выходных и праздничных дней).
  3. Рассчитать сумму фактической неустойки на основании цены контракта и количества дней просрочки поставки товара. Формула, которая используется для расчета, выглядит следующим образом: (1 / 300 ставки рефинансирования Центробанка * неисполненная цена контракта) * количество дней просрочки. Размер ставки рефинансирования следует уточнять на дату выставления требования об уплате неустойки. При этом если данное значение менялось, то дробление не осуществляется, а вся сумма неустойки рассчитывается на основании показателя, действующего на дату уплаты.
  4. Составить требование об уплате неустойки в формате официального документа, который будет направлен исполнителю по контракту и размещен в Единой информационной системе с целью подтверждения правомерности действий заказчика по взысканию неустойки. При этом сложившаяся практика показывает, что заказчику при составлении такого требования лучше указать формулу и привести все расчеты, которые были им использованы, так как это позволит избежать вопросов со стороны исполнителя по контракту и контролирующих органов.
  5. Направить исполнителю сформированное требование посредством тех вариантов связи, которые ему доступны, например, посредством электронной почты либо вручением нарочным, если это возможно.

В составленном и направленном документе-требовании следует указать, каким образом будет взыскиваться неустойка: из обеспечения контракта (при наличии), из причитающегося платежа либо будет уплата в добровольном досудебном порядке.

Каждый конкретный вариант взыскания неустойки должен быть оговорен с исполнителем посредством официальной деловой переписки.

Права заказчика в части приемки товара при нарушении сроков поставки

В том случае, если исполнитель по контракту нарушил сроки исполнения взятых на себя обязательств, заказчик, кроме взыскания неустойки, имеет право также на некоторые действия, которые позволят ему защитить свои интересы.

В случае нарушения условий контракта в части соблюдения сроков поставки товара заказчик имеет право отказаться от поставленного товара в полном объеме или частично (по своему усмотрению) в том случае, если у него отпала необходимость в приобретении и использовании товара (низкозамерзающая стеклоомывающая жидкость для автомобилей не нужна заказчику летом, поэтому в случае нарушения срока поставки товара в зимнее время и предоставление его заказчику летом последний имеет право отказаться от использования такового).

Если исполнитель по контракту не только просрочил поставку, но и предоставил товар, не соответствующий условиям контракта, государственный или муниципальный заказчик имеет право не только отказаться от товара, но и подать заявку на включение поставщика в Реестр недобросовестных поставщиков со всеми вытекающими для исполнителя последствиями. Кроме того, исполнитель будет подвергнут взысканию неустойки за ненадлежащее исполнение контракта.

Замену товара исполнитель должен осуществить за свой счёт до момента, когда заказчик расторгнет в одностороннем порядке контракт.

Источник: //zakonguru.com/goszakupki/44/prodlenie-kontrakta.html

Минфин и ФАС признали пандемию коронавируса форс‑мажором

Продление срока контракта на поставку, заключенного с иностранным поставщиком

Статья актуальна на 12 апреля 2020

Закрытые границы, приостановленное производство, отсутствие товаров в наличии — последствия пандемии можно признать обстоятельством непреодолимой силы и отсрочить поставку без штрафов. Рассказываем, как это сделать.

иллюстратор — Маргарита Федосеева

Под форс-мажором подразумевают непреодолимые обстоятельства, которые мешают сторонам договора выполнить свои обязательства. Среди таких обстоятельств стихийные бедствия, военные действия, запретительные меры государства, массовые заболевания и другие препятствия. Пандемия коронавируса тоже считается форс-мажором.

19 марта 2020 Министерство финансов и Федеральная антимонопольная служба признали пандемию COVID-19 форс-мажором: 

  • По мнению Минфина России, распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV,  носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.
  • Пресс-служба ФАС отметила: сложившиеся обстоятельства нужно учитывать при рассмотрении административных дел, жалоб на закупки и обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков.

Как получить отсрочку

Согласно 44-ФЗ, отказаться от выполнения обязательств по контракту нельзя. Можно только получить отсрочку до тех пор, пока непреодолимые обстоятельства существуют. В сложившейся ситуации отсрочка действует до окончания пандемии.

План действий при наступлении форс-мажора такой:

  1. В течение одного дня после его возникновения исполнитель сообщает заказчику о возникновении чрезвычайной ситуации, которая мешает подписать или исполнить контракт в установленные сроки.
  2. Исполнитель доказывает, что обстоятельства имеют непреодолимую силу и препятствуют исполнению обязательств. В противном случае он может получить штраф, пени или попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Способ доказательства в законе не указан, так что исполнитель составляет документ в свободной форме.
  3. Когда форс-мажорные обстоятельства перестают действовать, исполнитель уведомляет заказчика. На это тоже дается один день.

Как доказать форс-мажор во внешнеэкономической сделке

Нужно получить сертификат, который подтвердит обстоятельства непреодолимой силы. Его оформляет Торгово-промышленная палата (ТПП) в соответствии со своим положением.

Решение о выдаче сертификата принимают отдельно для каждого обращения. Представители ТПП проанализируют условия контракта и документы, подтверждающие наличие форс-мажорного события.

Заявление рассмотрят в течение 10 рабочих дней после его регистрации. 

Сертификат освобождает от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактных обязательств из-за обстоятельств непреодолимой силы.

Например, автопром не будут штрафовать за нарушение сроков госконтрактов. Правительство опубликовало соответствующее распоряжение на сайте Кабмина.

По обоюдному согласию сторон можно изменить сроки выполнения обязательств без взыскания штрафов и пеней с поставщика.

Новые правила коснутся 77 государственных и муниципальных контрактов — поставок автобусов «КамАЗ» Мосгортрансу и автомобилей Lada для МВД. 

Как еще пандемия повлияла на закупки?

1 апреля вступили в силу льготы для поставщиков (98-ФЗ)

  • До конца 2020 года заказчики могут не требовать обеспечение контракта и гарантийных обязательств в закупках у малого бизнеса без аванса. 
  • Разрешили менять цену и сроки исполнения заключенного контракта, если работать на старых условиях мешают последствия пандемии. 

Заказчики смогут больше закупать у единственного поставщика

Можно покупать без конкурса все что нужно, но заказчики должны будут обосновать, почему проведение закупки нецелесообразно. Минфин подтвердил право провести закупку у единственного поставщика в письме от 19 марта 2020 г. № 24-06-06/21324. Позже это условие появилось и в 98-ФЗ.

Заказчикам разрешили проводить закупки дистанционно до 30 апреля 

ФАС обязала работать электронные торговые площадки, а правительство приняло постановление от 03.04.2020 № 443, которое дает возможность с 6 по 30 апреля 2020 проводить закупки в нерабочие дни:

  • Все этапы закупки, которые измеряли в рабочих днях, до 30 апреля измеряют в календарных. Выходными считаются только суббота и воскресенье. 
  • Конкурсные комиссии работают дистанционно. 
  • Протоколы можно составлять в электронной форме и подписывать одной квалифицированной электронной подписью сотрудника, который имеет право действовать от имени заказчика.

Больше подробностей в дайджесте за 2 квартал 2020. 

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Источник: //Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1273-koronavirus-fors-major

Поставщики по госзаказу столкнулись с проблемами из-за коронавируса

Продление срока контракта на поставку, заключенного с иностранным поставщиком

Волна форс-мажорных невыполнений по госконтрактам накрыла в первую очередь региональные контракты по поставкам средств индивидуальной защиты, бесконтактных термометров, антисептических и дезинфицирующих средств /Евгений Разумный / Ведомости

Одной из мер антикризисного плана правительства стало введение коронавируса в список причин форс-мажора в госзаказ – у поставщиков могут быть срывы поставок не по их вине. Мера обсуждается, говорит представитель Минфина, но, в принципе, закон уже позволяет освободить исполнителя госконтракта от уплаты неустойки, если просрочка произошла из-за действия непреодолимой силы.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обещает решить проблему – служба даст соответствующие указания территориальным управлениям. При этом они будут касаться не только госзаказа, но и закупок госкомпаний.

«Очевидно, что пандемия – это форс-мажор и для госзаказа, и для закупок госкомпаний, – комментирует замруководителя службы Михаил Евраев. – Решения ФАС будут основываться на этом».

Соответствующее письмо он намерен направить территориальным управлениям в ближайшее время.

В 2019 г. государство закупило товаров и услуг на 8 трлн руб., с начала 2020 г. – на 1,2 трлн руб. (данные по открытой части портала zakupki.gov.ru). Правила закупок жестко регулируются, за нарушение сроков или срыв поставок компании грозит не только штраф, но и попадание в реестр недобросовестных поставщиков. Компании из этого реестра не могут участвовать в торгах за госзаказ.

Волна форс-мажорных невыполнений по госконтрактам накрыла в первую очередь региональные контракты по поставкам средств индивидуальной защиты, бесконтактных термометров, антисептических и дезинфицирующих средств, знает предприниматель Дмитрий Тортев.

Российские производители не смогли справиться с резким ростом потребности, а европейские и азиатские партнеры ограничили отгрузки для обеспечения своих внутренних потребностей, объясняет он. Производить медицинские маски на территории России, видимо, начнут учреждения Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН).

О таком поручении премьера Михаила Мишустина сообщил РБК со ссылкой на письмо.

Вторыми пострадавшими оказались поставщики компьютерной техники – низкая маржинальность поставок и привязка к курсу доллара ставит под угрозу выполнение крупных контрактов, которые выполняются не со складских остатков, а прямым импортом, рассказывает Тортев.

По многим госконтрактам поставляется иностранное оборудование, но во многих странах уже введен карантин, встают заводы, говорит поставщик материалов и оборудования государству и госкомпаниям Сергей Званцугов.

Его предприятие должно поставить спецтехнику, манипулятор которой делается в Италии, поэтому в срок привезти его не получится.

Пока заказчик «реагирует на это адекватно», но это госкомпания, а у них правила более лояльные, говорит он.

«Заводы, которые производят платы для наших компьютеров, серверов и систем хранения, находятся в Китае и Тайване, перебоев с поставками пока не было, где-то незначительно подняли цену, где-то увеличили срок с 10 дней до 12», – говорит гендиректор группы компаний Delta Solutions (поставляет вычислительную технику российской сборки государству и госкомпаниям) Андрей Чернышев. Но что будет с поставками дальше, непонятно – из-за снижения спроса на большинство товаров (кроме продуктов питания) сокращаются отгрузки, транспортные компании вслед за этим могут сократить квоты, и тогда могут быть проблемы с тем, чтобы получить место в самолете или грузовике, объясняет он.

Третья волна накроет оставшиеся госконтракты длинного цикла, по которым предполагается не разовое исполнение – логистические цепочки разорваны, подвоз товаров может быть остановлен, замечает Тортев.

Косвенную оценку сложностей, возникших с госзаказом, можно оценить по количеству исполненных контрактов, комментирует представитель электронной площадки для госзаказа «РТС-тендер». По их статистике, в Московской области за 14–16 марта было опубликовано чуть более 21 000 документов об исполнении госконтрактов, тогда как годом ранее было уже более 32 000 документов.

Мера правительства по расширению форс-мажора полезна, но любую хорошую инициативу будут использовать в свою пользу и недобросовестные поставщики, предупреждает Званцугов, нужен адекватный алгоритм признания форс-мажора в каждой конкретной ситуации.

Много поставщиков страдает от падающего курса рубля – у многих долгосрочные контракты на поставку импортного товара, а многие отечественные производители тоже поднимают цены, так как часть сырья, а также оборудование для производства покупаются в валюте, рассказал Званцугов: каждый день присылают обновленную стоимость. Конечно, можно сказать, что курс валют – это риски предпринимателя, но было бы неплохо разрешить поднимать и цену контракта, отмечает он.

Госкомпании также признают проблемы.

Например, «дочкам» «Ростеха» приходится корректировать работу с поставщиками и прорабатывать альтернативные источники комплектующих, в частности китайских, хотя серьезных негативных последствий пока нет, говорит директор по внешним коммуникациям «Росэлектроники» (входит в «Ростех») Арсений Брыкин.

Одновременно «Ростех» наращивает производство востребованной сейчас в здравоохранении продукции: тепловизионной техники (позволяет выявить человека с повышенной температурой в большом потоке людей), медоборудования, в том числе аппаратов искусственной вентиляции легких, говорит Брыкин.

Корпорация, как крупнейший индустриальный государственный механизм, по его словам, готова стать поставщиком большого спектра продукции, которая поможет справиться с распространением вируса. Этот вопрос сейчас обсуждается в правительстве, знает Брыкин. Частный и малый бизнес с предстоящим масштабом задач не справятся, уверен он.

Представители аппарата правительства и Минпромтрогра не ответили на запрос «Ведомостей» о возможном назначении «Ростеха» единственным поставщиком.

Источник: //www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/03/18/825550-postavschiki-po-goszakazu

Как работать с госзаказом в период пандемии? от компании www.fortis-audit.ru

Продление срока контракта на поставку, заключенного с иностранным поставщиком

16.04.2020

Как работать с госзаказом в период пандемии?

Как работать с госзаказом в период пандемии?

В условиях пандемии многие Поставщики сталкиваются с проблемами исполнения контрактов: одни Заказчики  не дают Поставщику осуществить поставку, ссылаясь на карантин, что на объекте никого нет и принять товар  не кому, другие Заказчики, напротив, считают сложившуюся в мире ситуацию не основанием задерживать поставку. 

На днях, для клиентов нашего партнера Точка Банк мы разработали инструкцию с ответами на самые актуальные на сегодняшний день вопросы и хотим поделиться этой инструкцией с Вами! Надеемся, будет полезно! 

Ознакомившись с нижеприведенной информацией, Вы получите ответы на следующие вопросы:

– может ли победитель отказаться от заключения контракта?

– как исполнять заключенный контракт? и можно ли изменить его условия?

– вправе ли заказчик отказаться от исполнения контракта? 

– вправе ли поставщик изменить срок поставки в одностороннем порядке? 

– что делать, если заказчик работает, а у поставщика «нерабочие дни»?  

– правда ли, что поставщиков на период пандемии освободили от ответственности?

1

Может ли победитель отказаться от подписания Контракта? Нет. Но Заказчик может отменить закупку. 

Нормативное обоснование

Действия сторон

До заключения контракта заказчик вправе отменить закупку по причине возникновения обстоятельств непреодолимой силы – пандемия короновирусной инфекции (ст. 36 44-ФЗ) 

1.Направить Заказчику письмо следующего содержания:

– подтвердить намерение заключить и исполнить контракта;

– описать возникшие обстоятельства непреодолимой силы + приложить подтверждающие документы; 

– предложить отменить закупку в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы. 

2. Принятие Заказчиком решения об отмене закупки. 

2. Отказ Заказчика отменить закупку. 

3. Заключение Контракта и его исполнение + см. ниже

2

Можно ли изменить сроки поставки при заключении Контракта? Да. Заказчик вправе изменить срок поставки 

 до заключения контракта, но не более, чем на 27 календарных дней.

Нормативное обоснование

Действия сторон

Заказчик при направлении победителю закупки проекта контракта (доработанного проекта контракта) вправе увеличить срокисполнения обязательств, предусмотренных проектом контракта на 27 календарных дней. 

(подп. «д» п. 1 Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020 года № 443)

1. При получении проекта контракта от Заказчика направить протокол разногласий с формулировкой: «На основании подпункта д) пункта 1 Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020 года № 443 прошу увеличить срок поставки на срок 27 календарных дней».

2. Направить Заказчику сопроводительное письмо с обоснованием необходимости увеличения сроков исполнения Контракта. 

К письму приложить, при наличии, документы, подтверждающие необходимость увеличения сроков (например, письма контрагентов-поставщиков, официальное подтверждение обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению обязательств со стороны Ваших поставщиков), а также подтверждающие возможность осуществления поставки в будущем (гарантирующие письма поставщиков, копии заключенных договоров/выдержки из них).

4. Заказчик, в случае согласия, направит Участнику доработанный проект контракта с увеличенным сроком. 

5. Участник подписывает контракт с увеличенным сроком со своей стороны и направляет его Заказчику.

4. Заказчик отказывается от продления срока и повторно направляет Контракт на подпись без изменения сроков.

5. Контракт должен быть подписан Участником на изначальных условиях. 

! Отказ от подписания Контракта приведет к признанию Участника уклонившимся от заключения Контракта и включению сведений об Участнике в РНП.

3

Можно ли изменить срок поставки и/или цену Контракту на этапе исполнения Контракта? Да. По соглашению сторон.

Нормативное обоснование

Действия сторон

По соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения (ч. 65 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

Условия допустимости такого соглашения:

1. независящие от сторон контракта обстоятельства влекут невозможность его исполнения (имеется прямая причинно-следственная связь);

2. такие обстоятельства возникли уже при исполнении Контракта;

3. имеется письменное обоснование такого изменения на основании решения соответствующего исполнительного органа власти (в зависимости от того, для чьих нужд закупка);

4. Поставщиком предоставлено новое обеспечение исполнения контракта (с увеличенным сроком и (или) ценой);

5. Изменение цены осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта

Источник: //fortis-audit.ru/aktualnye-voprosy/kak-rabotat-s-goszakazom-v-period-pandemii/

Юрист Лукин