Последствия за ложную справку о доходах со стороны правоохранительных органов

Риски руководителя и главного бухгалтера, предоставляющих своему работнику справку о доходах в размере, превышающем официальную зарплату

Последствия за ложную справку о доходах со стороны правоохранительных органов

ООО “НТВП “Кедр – Консультант” » Услуги » Консультации юристов » Вопросы налогового законодательства » Риски руководителя и главного бухгалтера, предоставляющих своему работнику справку о доходах в размере, превышающем официальную зарплату

Распечатать

К заявительнице Ч.

, которая является бухгалтером в управляющей компании, обратился их сотрудник, работающий слесарем-сантехником и попросил предоставить справку о доходах по форме 2-НДФЛ для предоставления последней в кредитную организацию для получения кредита. При этом работник просил существенно завысить в справке его доходы, чтобы получить желаемую сумму кредита, одновременно утверждая, что проблем с выплатой кредита у него не возникнет.

Заявительница спрашивает: какие риски ответственности имеются для управляющей компании как работодателя обратившегося к ним работника, а также риски руководителя и её лично, если она выполнит просьбу работника.

Ответ юриста.

По смыслу пунктов 4, 6 статьи 226 НК РФ, работодатель как налоговый агент обязан удерживать и перечислять сумму налога на доходы физических лиц.

Статьей 123 НК РФ  за невыполнение обязанности по удержанию или перечислению соответствующих налогов в установленный законом срок предусмотрена ответственность работодателя в виде штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Сведения об официальных размерах сумм налога и, соответственно, о размере заработной платы работников в налоговых органах имеются и по общему правилу не подвергаются сомнению.

Также, в силу пункта 1 статьи 102 НК РФ, данные сведения относятся к сведениям, составляющим налоговую тайну. Более того, статьями 13.

14 КоАП и 183 УК РФ предусмотрена, соответственно, административная и уголовная ответственность за разглашение сведений, составляющих налоговую тайну.

С учетом этого, в соответствии с действующим законодательством, взаимодействие кредитных организаций и налоговых органов, в частности при проверке платежеспособности работника перед выдачей кредита, возможно лишь в одностороннем порядке (т.е.

предоставление  сведений от кредитных организаций налоговым органам).

При этом, налоговый орган во всех случаях несоответствия размеров дохода в представленных работодателем сведениях и сведениях, полученных от третьих лиц, будет исходить из того, что работодатель не в полном объеме удерживает и перечисляет сумму налога.

Согласно Введению к «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», утвержденной Приказом ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@, «В целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для проведения выездных налоговых проверок Концепция определяет алгоритм такого отбора. Отбор основан на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе «зон риска» совершения налоговых правонарушений.».

В соответствии с частью 3 указанной Концепции, «К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.».

Таким образом, информация о размере заработной платы, полученная налоговым органом из кредитной организации или от самого работника, относится к информации, полученной из внешних источников, и может служить основанием для проведения налоговой проверки.

При выдаче справки с «завышенными» доходами определенные риски для работодателя существуют и в рамках трудовых отношений с работником.

Предоставление работником указанной справки в налоговый либо иной контролирующий орган (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования) может послужить основанием для проведения соответствующей проверки.

Более того, в  рамках проведения проверки в отношении работодателя, работник может помимо представления справки с «завышенными» доходами, лично дать свидетельские показания.

Также, имеют место риски обращения работника с соответствующим заявлением по факту невыплаты заработной платы или выплаты ее части в неофициальном размере в инспекцию по труду, уполномоченную осуществлять контроль и надзор в области соблюдения трудового законодательства, обеспечения трудовых прав работников. При этом, выданная работодателем справка с «завышенными» доходами может стать подтверждением доводов работника. По результатам обращения работника государственный инспектор труда в пределах своих полномочий осуществляет мероприятия по установлению и подтверждению факта нарушения трудового законодательства. Ответственность работодателя за нарушение законодательства о труде и об охране труда, предусмотрена статьей 5.27 КоАП РФ, которой предусмотрены санкции в виде административного штрафа, административного приостановления деятельности, дисквалификации.

Кроме того, в целях признания судом решения работодателя об отстранении работника или увольнения его незаконным работник вправе обратиться в суд. В силу статьи 234 ТК РФ, «Работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться.».

В соответствии со статьей 394 ТК РФ, «В случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.».

Таким образом, при принятии судом решения о восстановлении работника на работе при расчете среднего заработка для оплаты времени вынужденного прогула работником может быть представлена справка о доходах, размер которых был изначально завышен.

Таким образом, выдача справок с «завышенными» доходами также может привести для работодателя к проверкам со стороны контролирующих органов и возникновению иных неблагоприятных последствий в виде материальных и временных затрат в случае, если работник  воспользуется данной справкой и обратиться в суд, прокуратуру, инспекцию по труду.

Что касается личной ответственности заявителя и директора их управляющей компании, то необходимо также  отметить, что выдача подобной справки о доходах теоретически может рассматриваться как содействие в незаконном получении кредита, что охватывается составом преступления, предусмотренным статьей 159.1 УК РФ.

В силу части 1 статьи 159.1 УК РФ, под мошенничеством в сфере кредитования понимается хищение денежных средств заемщиком путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных и (или) недостоверных сведений. В зависимости от квалификации  наказание может заключаться в виде штрафа, обязательных, исправительных или принудительных работах, лишении свободы.

Следует отметить, что уголовная ответственность носит личный характер, юридическое лицо не является субъектом уголовного права.

В каждом конкретном случае, как правило, руководитель или главный бухгалтер будут нести ответственность в качестве организатора или пособника совершенного преступления.

При этом, представляется, что со стороны работодателя отрицать свою информированность о том, что сведения в справке о размере доходов его работника, являются недостоверными, будет затруднительно.

Однако, в данном случае, на пути правоохранительных органов стоит неразрешимая практически задача – доказать общий умысел с работником именно на хищение денежных средств. Судебной практики привлечения к ответственности по статьям 33 (норма о соучастии) и 159.1 УК РФ руководителя или главного бухгалтера, предоставившего работнику справку с «завышенными» размерами доходов, не сложилось.

Следует отметить, что состав преступления, предусмотренный статьей 159.1 УК РФ, близок с составом административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.11 КоАП, за незаконное получение кредита.

Однако, отрасль административного права такого института, как соучастие не содержит, в связи с чем риска понести административную ответственность совместно с  работником для работодателя не имеется.

На основании изложенного, при решении вопроса о выдаче работнику справки о доходах в «завышенных» размерах, Ч.ой Т.А.

с учетом приведенных рисков было рекомендовано обязательно учитывать в первую очередь характер сложившихся отношений с работником, а также цель предоставления справки, размер суммы планируемого кредита и ежемесячных платежей,  разницу между  «завышенными» доходами и официальными.

Соболев Алексей Владимирович,

юрист ООО «ЮК «Бизнес Аналитика»,  тел. 8 912 753 60 15, почта: Sobolev@b-a.su

Консультация дана в ноябре 2014 г.

Источник: //www.ntvpkedr.ru/riski-rukovoditelya-i-glavnogo-buxgaltera-ot-nevernoj-spravke-o-doxodax.html

Чем грозят ложные сведения при оформлении кредита?

Последствия за ложную справку о доходах со стороны правоохранительных органов

Очень часто встречаются такие ситуации, что человеку сложно получить кредит в банке из-за малого рабочего стажа, небольшой официальной заработной платы, отсутствия регистрации в регионе обращения и т.д. И для того, чтобы «приукрасить» свой статус и свое материальное положение, многие потенциальные заемщики предоставляют ложные сведения кредитору, даже не осознавая, чем это может им грозить.

Какие сведения могут быть названы ложными?

Давайте сначала разберемся с определениями. Ложной может быть признана абсолютно любая информация, которая не соответствует действительности, вне зависимости от того, «приукрасили ли вы реальное положение дел», либо умолчали о чем-то важном, либо попросту соврали.

Любые сведения, которые вы сообщаете кредитной организации, и при этом понимаете и осознаете, что говорите неправду, могут сыграть вам плохую службу. Что сюда можно отнести:

  • Поддельные справки о доходе,
  • Фальшивые документы, которые подтверждают личность заемщика или место его проживания (прописки),
  • Документация, которая показывает финансовое положение человека гораздо лучше, чем оно есть на самом деле,
  • Несоответствующие действительности гарантийные письма, информация о работодателе,
  • Договоры, бухгалтерская и аудиторская отчетность, банковская выписка, которые были сфальсифицированы и т.д.

Иными словами, абсолютно любой документ, в котором отображена заведомо неверная информация, будет причислен к ложным. И если этот факт вскроется, то будет стоять вопрос: зачем вы намеренно пытались обмануть банк, с какой целью? И от решения будет зависеть и ваша ответственность.

Какая предусмотрена ответственность за дачу ложных сведений?

Каждая заявка, поступающая в банк, проходит через службу безопасности. Если сумма небольшая и клиент проверенный, тогда проверка может носить чисто формальный характер. А вот если приходит новый человек, и запрашивает солидную сумму в несколько сотен тысяч или даже миллионов рублей, тогда проверять его самого и его документы будут очень тщательно.

Если банковский специалист обнаружит недостоверность информации, которую вы предоставили, то здесь возможно два варианта:

  • Первый и самый лучший для вас вариант: вы просто получаете отрицательное решение по заявке, вас заносят в черный список клиентов (внутрибанковский) и отправляют соответствующие сведения в БКИ, из-за чего ваша кредитная история будет сильно испорчена. А если КИ плохая, то и получить кредит в любом банке РФ будет практически невозможно,
  • Второй и менее приятный: вы также получаете отказ и запись в БКИ, но помимо этого банк обращается в суд или правоохранительные органы. Задача последних решить, не удалось ли вам подать заявку сразу в несколько банков, и мошенническим образом получить крупные суммы без намерения их возвращать.

Меры наказания

Какие виды наказания могут грозить злостному неплательщику? Все будет зависеть от особенностей получаемого кредита, а также тяжести сфальсифицированных данных.

  • КоАП РФ ст. 14.11 о незаконном получении кредита

Здесь говорится о предоставлении умышленно искаженных данных при оформлении кредита или получении его на льготных условиях. Предусмотрено административное наказание в виде штрафных санкций от 1.000 до 30 тысяч рублей.

Оригинальные отзывы по этой теме мы собрали здесь, отзывы настоящих людей, много комментариев, стоит почитать.

  • УК РФ ст. 159 о мошенничестве

Данная статья учитывается тогда, когда суд признал ваши действия мошенническими, т.е. вы целенаправленно брали кредит и не планировали его возвращать. Если сумма была небольшой, но хищение доказано, тогда в качестве возможного наказания могут быть выбраны:

  1. Денежный штраф до 120.000 рублей,
  2. Штраф в размере годового дохода должника,
  3. Условное ограничение свободы до 24 месяцев,
  4. Лишение свободы до 4-ех месяцев,
  5. Обязательные работы до 360 часов,
  6. Принудительные работы до 2-ух лет,
  7. Исправительные работы до 12 месяцев.

Если правоохранительные органы смогут доказать, что в данном деянии участвовало несколько лиц, т.е. по сговору, тогда наказание будет более существенным. Также и при хищении крупной суммы от 1,5 млн. рублей наказания также становятся более внушительными (увеличиваются суммы штрафы, время задержания и работ).

В том случае, если кредит был получен руководителями или ИП при помощи сфальсифицированных данных о финансовом или хозяйственном состоянии, то это подпадает под УК РФ ст. 176 «О незаконном получении кредита».

Список банков, которые дают кредиты без отказа  ⇒

Возможно, эти статьи также будут вам интересны:

Подобное деяние приравнивается к крупному ущербу, а значит и штрафы возрастают до 200-300 тысяч, принудительные работы и лишение свободы могут длиться до 5 лет, а арест до полугода.

Иными словами, предоставление ложных сведений при получении кредита приводит к очень серьезным последствиям, поэтому нужно несколько раз подумать о том, готовы ли вы нести такую ответственность ради сомнительной выгоды.

ПОМОЩЬ В ПОЛУЧЕНИИ КРЕДИТА ⇒

Источник: //kreditorpro.ru/chem-grozjat-lozhnye-svedenija-pri-oformlenii-kredita/

За что можно уволить чиновника: 13 черных меток в декларациях о доходах

Последствия за ложную справку о доходах со стороны правоохранительных органов

Министерство труда и социальной защиты России утвердило методические рекомендации по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. Документ призван обеспечить единообразный подход к назначению дисциплинарных взысканий в случаях несоблюдения государственными служащими антикоррупционных ограничений и запретов.

Рекомендации содержат примерный перечень ситуаций, которые могут быть расценены как значительные проступки, влекущие увольнение служащего в связи с утратой доверия.

Разработчики рекомендаций указывают, что увольнение чиновника целесообразно, если он, к примеру, скрыл от декларирования доходы или имущество, источники происхождения которых не мог пояснить или стоимость которых не соответствовала его доходам; указал в декларациях цену сделок по приобретению земельных участков или транспортных средств существенно ниже рыночной, чтобы создать видимость соответствия расходов своим доходам, пытался утаить наличие банковских счетов, движение денежных средств по которым в течение отчетного года не могло быть объяснено исходя из получаемых доходов. Всего таких ситуаций специалисты Минтруда насчитали тринадцать.

Особо отмечается, что при определении взыскания следует учитывать отягчающие и смягчающие обстоятельства совершения соответствующего нарушения требований законодательства о противодействии коррупции. Перечень таких обстоятельств также содержится в документе.

По мнению главного редактора «Вестника антикоррупционной экспертизы» Александра Коробкина, который много лет занимается мониторингом ошибок в декларациях, появление рекомендаций позволит регламентировать правоприменительную практику привлечения госслужащих к ответственности за нарушения, и, с одной стороны, избежать ситуаций, когда за сокрытие миллионных доходов или зарубежной недвижимости чиновнику объявляют замечание, а с другой стороны предотвратить случаи увольнения за неуказание 10 рублей дохода по вкладу в Сбербанке, открытому еще в советское время.

Александр Коробкин

«Нужно отметить, что реально документ начнет работать в следующем декларационном периоде – весной 2016 года, когда начнется массовая проверка деклараций чиновников за 2015 год.

Такой запас времени позволит кадровым службам внимательно изучить рекомендации Минтруда, доработать ведомственные памятки и пособия, при необходимости провести обучение специалистов подразделений, занимающихся проверкой справок о доходах и расходах.

Четкая систематизация возможных нарушений и применяемых за них мер ответственности будет способствовать повышению эффективности декларационной кампании как меры профилактики коррупции»,  – считает Коробкин.

Мы публикуем полностью приведенный в методических рекомендациях перечень ситуаций, которые могут быть расценены как значительные проступки, влекущие увольнение государственного (муниципального) служащего в связи с утратой доверия:

  1. Не представлены сведения о своих доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера.
  2. Не представлены сведения о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и/или несовершеннолетних детей и при этом служащий не обратился в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений с заявлением о невозможности сделать это по объективным причинам.
  3. Служащим указаны недостоверные сведения о доходах (величина ошибки более 20 % от размера общего дохода служащего и членов его семьи в год).
  4. Сокрыты факты приобретения земельных участков, объектов недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг, стоимость которых служащий не может объяснить исходя из своего официального дохода. При этом сокрытие факта приобретения имущества может осуществляться, например, путем: а) не указания соответствующих сведений о расходах в разделе 2 Справки и одновременного не указания сведений о приобретенном имуществе в разделе 3 и (или) в разделе 5 Справки;

б) не указания соответствующих сведений о расходах в разделе 2 Справки, при том, что сведения о появившемся в отчетном периоде имуществе указаны в разделе 3 и (или) в разделе 5 Справки.

  1. Сокрыт банковский счет, движение денежных средств по которому в течение отчетного года не может быть объяснено исходя из доходов служащего.
  2. Представлены недостоверные сведения, способствующие сокрытию информации о наличии конфликта интересов, в том числе:

а) о получении доходов от организации, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления (доходов от работы по совместительству, доходов от ценных бумаг, чтения лекций и т.п.). Особое внимание следует уделять ситуациям, когда не только сокрыт факт получения дохода от организации, но и нет уведомления служащего о намерении выполнять иную оплачиваемую работу;

б) о получении доходов от продажи имущества по цене, существенно выше рыночной, если покупателем является организация, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления;

в) о получении кредитов, займов от организации, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления;

г) о наличии в собственности у служащего и (или) его супруги (супруга) и несовершеннолетнего ребенка приносящих доход ценных бумаг организации, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления;

д) о появлении в собственности у служащего и (или) его супруги (супруга) и несовершеннолетнего ребенка земельных участков, объектов недвижимого имущества и (или) транспортного средства, приобретенного на льготных условиях (по цене существенно ниже рыночной) у организации, в отношении которой служащий выполняет функции государственного (муниципального) управления.

  1. Представление недостоверных сведений, способствующих сокрытию информации о нарушении запретов, например:

а) о получении служащим дохода от предпринимательской деятельности;

б) о владении акциями, долями участия в коммерческих организациях, при том, что служащий фактически участвует в управлении этой коммерческой организацией;

в) для лиц, указанных в части 1 статьи 2 Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»:

о владении (пользовании) иностранными финансовыми инструментами;

о наличии счета (счетов) в иностранном(ых) банке(банках).

  1. Представление недостоверных сведений с целью сокрытия факта наличия у служащего и (или) его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей объектов недвижимого имущества в целях получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
  2. Сокрытие сведений о находящемся в собственности недвижимом имуществе, расположенном за пределами Российской Федерации.
  3. Значительное завышение общей суммы полученных доходов либо указание реально не полученных служащим доходов с целью обоснования факта приобретения недвижимого имущества на законные доходы.
  4. Значительное завышение общей суммы вкладов в банках и иных кредитных организациях с целью обоснования факта приобретения недвижимого имущества (может осуществляться, когда указывается якобы имеющийся вклад в кредитной организации);
  5. Существенное завышение общей суммы полученных кредитов и займов, которые играют или могут сыграть ключевую роль в обосновании приобретения недвижимого имущества (может осуществляться путем завышения сумм реально полученных кредитов, а также указания кредитов и займов, которые служащий не получал);
  6. Указание в разделе 2 Справки заниженной стоимости совершенных сделок по приобретению земельных участков, объектов недвижимого имущества, транспортных средств, ценных бумаг, с тем чтобы такие сделки можно было объяснить исходя из доходов служащего.

Сергей Шаров

Источник: //pasmi.ru/archive/130914/

Юрист Лукин