Получение разрешения на строительство по правилам землепользования

Пзз и выдача гпзу в москве

Получение разрешения на строительство по правилам землепользования

Правовой центр ДВА М готов предложить широкий спектр юридических услуг, связанных с установлением или изменением градостроительного регламента, видов разрешенного использования земельных участков в Москве, изменением правил землепользования и застройки Москвы. А также по вопросам кадастровой стоимости земель в Москве, земельного налога и налога на имущество.

Наш опыт и деловые связи позволят минимизировать затраты времени и избежать дорогостоящих ошибок.

Представительство в уполномоченных органахПредставление интересов в суде Взаимодействие с проектировщиками и экспертами
Подготовка юридических заключенийКомплексное юридическое сопровождение строительных и инвестиционных проектов

По вопросам:

Важнейшими документами, регламентирующими строительство и иную градостроительную деятельность в Москве, являются утверждённые Генеральный план и Правила землепользования и застройки (ПЗЗ). При этом наибольшую практическую значимость для землепользователей ПЗЗ, Генплан же относится скорее к документам стратегического планирования.

Пзз москвы

Основной частью ПЗЗ являются карты градостроительного зонирования, разделяющие территорию города на территориальные зоны. Одна из специфических черт Пзз москвы – отсутствие ограниченного перечня видов территориальных зон с буквенно-цифровыми индексами, на которых основывается структура большинства других российских ПЗЗ.

Вместо этого для каждой территориальной зоны установлены:

  • перечень основных видов разрешённого использования (по классификатору, содержащемуся в самих ПЗЗ);
  • параметры разрешённого строительства – плотность застройки (в тыс. кв.м. поэтажной площади на гектар) высотность и процент застройки (максимальный размер «пятна застройки»).

При этом территориальные зоны в Пзз москвы небольшие – охватывают от отдельного земельного участка до квартала или промплощадки.

Также отдельные территориальные зоны установлены для каждого участка, для которого до принятия ПЗЗ был выдан градостроительный план. Для такого участка виды разрешённого использования и параметры строительства устанавливаются в соответствии с таким ГПЗУ. В том числе в случаях, когда старый ГПЗУ был выдан с «нулевыми» параметрами.

При этом, хотя в силу закона ГПЗУ сохраняет действие до 1 января 2020 г, в ПЗЗ для данной категории участков никакого иного градостроительного регламента не устанавливается. В связи с этим действие старых ГПЗУ стало фактически бессрочным.

Соответственно, если положения такого ГПЗУ не устраивают владельца участка – необходимо ставить вопрос о внесении изменений в ПЗЗ.

Территориальные зоны можно условно разделить на следующие категории:

  • Имеющие «полноценный» градостроительный регламент – перечень видов разрешенного использования и параметры разрешённого строительства (как минимум – плотность застройки). Только в данных зонах получение ГПЗУ и дальнейшее строительство возможны без пересмотра ПЗЗ.
  • Зоны сохраняемого землепользования (индекс «Ф»). В них как разрешенное использование участков, так и параметры строительства определяются существующими сведениями, внесёнными в ЕГРН. Строительство или реконструкция с увеличением площадей в данной зоне возможны только после внесения изменений в ПЗЗ. Без таких изменений строить можно только после сноса старых объектов и с сохранением общей площади и первоначального назначения.
  • Не предполагающие застройку. В том числе зоны транспортной инфраструктуры, территории общего пользования, природных объектов и т.д.

В свою очередь территориальные зоны, для которых установлен «полноценный» градостроительный регламент, по видам разрешенного использования можно разделить на следующие основные категории:

  • промышленные – допускается размещение только производства различных видов, либо производства и складов;
  • общественно-деловые – допускается размещение офисов и/или торговых центров (в том числе в сочетании с производством, складами т.д.);
  • жилые различных видов – помимо жилья соответствующей этажности допускается ограниченное размещение коммерческих объектов.

При этом «полноценный» градостроительный регламент установлен в основном для тех территории, по которым до 2017 г. были приняты или находились в разработке проекты планировки или в иной форме были приняты решения о развитии. В иных случаях застроенные территории, как жилые, так и производственные, общественные и т.д. отнесены как правило к зоне сохраняемого землепользования.

Возможность строительства в зонах, для которых установлен градостроительный регламент, зависит в первую очередь от предусмотренных видов разрешённого использования. При этом нужно учитывать:

  • наличие для большинства территориальных зон широкого перечня вспомогательных видов разрешенного использования;
  • возможность, с учетом специфики принятой в Москве классификации видов разрешенного использования, отнесения схожих объектов к разным видам.

Территории для которых градостроительный регламент не устанавливается (в границах объектов культурного наследия, ООПТ и т.д.), отмечены в Пзз москвы индексом «Н».

Классификация разрешенного использования в Пзз москвы

В Пзз москвы содержится собственный классификатор видов разрешенного использования участков и объектов недвижимости, более детальный, чем установленный на федеральном уровне классификатор земельных участков.

Разрешённое использование согласно именно этому классификатору отражается в выдаваемых Москве ГПЗУ и учитывается при проверке соответствия планируемого объекта градостроительному регламенту на этапе выдачи разрешения на строительство.

Вспомогательные виды разрешённого использования в Пзз москвы

Спецификой Пзз москвы является установление для практически всех территориальных зон, допускающих застройку, широкого перечня вспомогательных видов разрешенного использования.

В том числе вспомогательные виды разрешённого использования могут быть установлены для участков в зоне сохраняемого землепользования, поскольку в ней ограничено изменение только основных видов разрешенного использования.

Реализация вспомогательных видов разрешенного использования в Москве позволяет без изменения ПЗЗ менять фактическое использование хотя бы части объектов на участке, что актуально, например, для владельцев производственной или складской недвижимости, перевести которую под торговлю или офисы в полном объеме градостроительный регламент не позволяет.

Именно установление вспомогательных видов позволяет, в том числе «узаконить» магазины, кафе и т.д., которые давно оборудованы практически в каждом крупном здании производственного, административного, образовательного и другого назначения.

Но при этом необходимо учитывать, что установление вспомогательных видов может вести к увеличению кадастровой стоимости участка.

К разрешённым для большинства участков вспомогательным видам отнесены в том числе:

  • офисы;
  • торговые объекты (до 5 000 кв.м.);
  • объекты общественного питания;
  • объекты оказания бытовых услуг;
  • многочисленные виды объектов общественного назначения (фитнес-клубы, отделения банков, амбулаторные медучреждения и т.д.);
  • гаражи и стоянки.

Для объектов вспомогательных видов установлены следующие ограничения:

  • вспомогательный вид разрешенного использования не может реализовываться без одновременной реализации на участке основного или условно разрешенного вида использования. При этом строительство объектов, предназначенных для осуществления вспомогательных видов использования, может опережать во времени реализацию основных, условно разрешенных видов (то есть реализация вспомогательного вида возможна при условии, что строительство объектов, соответствующих основному виду хотя бы начато).
  • общая площадь всех объектов капитального строительства вспомогательных видов в пределах участка должна составлять не более 25% от суммарной общей площади всех объектов капитального строительства, возможных к размещению (сохранению, реконструкции, строительству) в пределах земельного участка (если иное не установлено требованиями нормативов градостроительного проектирования, технических регламентов, иными обязательными требованиями).

На практике это означает, что:

  • на участках, градостроительный регламент которых допускает новое строительство, под вспомогательные виды может быть отведено до 25% предельной площади объектов, рассчитываемой исходя из площади участка и установленной для него в ПЗЗ плотности застройки. При этом в отношении объектов, соответствующих основному виду (одному из основных видов) разрешённого использования должно быть, как минимум, выдано разрешение на строительство.
  • На участках в зоне сохраняемого землепользования «Ф» под вспомогательные виды может быть переоборудовано (в т.ч. путем реконструкции) до 25% площадей, имевшихся на момент утверждения ПЗЗ объектов.

Источник: //www.2m.ru/uslugi/voprosy-gradostroitelnoj-deyatelnosti/poluchenie-gpzu-v-gorode-moskve

Как получить разрешение на условно-разрешенный вид использования земельного участка

Получение разрешения на строительство по правилам землепользования

Мы с вами уже разобрались, что такое вид разрешенного использования земельного участка и какими они бывают. Кроме того, я рассказала, как собственнику или арендатору земельного участка изменить основной или вспомогательный вид разрешенного использования. Тем, кто пропустил, советую прочитать статью или нарратив. Так вы быстрее разберетесь с некоторыми терминами из этой статьи.

Если же вы хотите изменить существующий ВРИ земельного участка на условно-разрешенный, придется ввязаться в не самую простую процедуру. Вот о ней подробно и поговорим в этой статье.

Условно-разрешенный вид использования земельного участка — это совокупность целей, для которых можно использовать земельный участок только при соблюдении определенных условий и технических регламентов.

В отличие от основных и вспомогательных ВРИ, разрешение на условно-разрешенный вид использования выдает местная администрация. Самостоятельно выбрать такой вид нельзя.

Как раньше я писала в этой статье, конкретный перечень ВРИ установлен местными Правилами землепользования и застройки для каждой территориальной зоны.

Например, Правилами землепользования и застройки МО “Город Томск” предусмотрена территориальная зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-3). Цель использования территории — низкоплотная жилая застройка.

Основные ВРИ: индивидуальные жилые дома и отдельно стоящие дома коттеджного типа, а также школы, детские сады, поликлиники, пункты полиции. Вспомогательные ВРИ: сады, огороды, гаражи. То есть, виды деятельности, которые “обслуживают” жилой дом.

При определенных условиях территорию можно использовать для строительства многоквартирных домов до 4 этажей, офисов, аптек, общепита и др.

Надеюсь, что пример понятен. Переходим непосредственно к разрешению на условно-разрешенный вид использования.

Как получить

1. Обратитесь в комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки с заявлением о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования.

Градостроительный кодекс РФ не уточняет, какую информацию нужно отразить в заявлении. Для этого местная администрация принимает административный регламент предоставления соответствующей муниципальной услуги. Этим документом утверждается форма и содержание заявления.

Уточните в местной администрации наименование комиссии, она может называться не так, как в Градостроительном кодексе РФ (в Томске — комиссия по землепользованию и застройке).

В общем виде в заявлении нужно отразить:

  • наименование органа, в который вы обращаетесь;
  • ФИО заявителя, его место жительства, номер телефона и адрес электронной почты для связи;
  • кадастровый номер и адрес земельного участка, для которого испрашивается разрешение;
  • причина обращения за разрешением (новое строительство, реконструкция существующего объекта или другая);
  • сведения о правах на земельный участок;
  • кадастровые номер или адреса смежных земельных участков.

2. Проведение публичных слушаний

По итогам рассмотрения вашего заявления, администрация готовит решение о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении, а также постановление о проведении публичных слушаний.

Это решение обязательно выносится на публичные слушания. В обзоре судебной практики от 14.11.2018 Верховный суд разъяснил, что отказ в предоставлении разрешения или, наоборот, его предоставление, без проведения публичных слушаний, незаконен.

Что важно знать про публичные слушания:

  • срок определяется локальным нормативным актом, но не может быть более месяца;
  • расходы на проведение публичных слушаний несет заявитель;
  • участвовать в публичных слушаниях могут только лица, постоянно проживающие в границах территориальной зоны, в которой находится ваш участок, а также правообладатели (собственники, арендаторы, иные владельцы) расположенных на этой территории земельных участков и объектов недвижимости;
  • на своем официальном сайте местная администрация должна опубликовать: оповещение о публичных слушаниях с датой, временем и местом их проведения, проект решения о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования или об отказе, заключение по итогам проведения публичных слушаний;
  • все участники публичных слушаний могут вносить свои предложения по проекту в письменной, электронной или устной форме;
  • все предложения, поступившие во время публичных слушаний, обязательно должны быть отражены в заключении;
  • даже если на публичные слушания никто не пришел, они считаются действительными.

3. На основании результатов публичных слушаний, комиссия рекомендует главе местной администрации предоставить разрешение на условно-разрешенный вид использования или отказать в его предоставлении.

Рекомендация комиссии не обязательна для главы местной администрации, он принимает самостоятельное решение.

4. Кадастровый учет изменений в сведениях о земельном участке.

Если все прошло успешно, и местная администрация удовлетворила ваше заявление, вам выдадут разрешение на условно-разрешенный вид использования земельного участка. С этим разрешением уже можно обращаться в Росреестр с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.

Решение об отказе вы можете обжаловать в суде не позднее трех месяцев со дня принятия такого решения.

В скором времени опубликую подробную инструкцию о том, как самостоятельно подготовить заявление в суд.Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить!

Источник: //zen.yandex.ru/media/id/5bbe0fc2ae3d0700ab838680/5cb976d8a75e8a00b3ba1b70

Порядок выдачи разрешения на использование участка из государственных или муниципальных земель

Получение разрешения на строительство по правилам землепользования
Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Порядок выдачи разрешения на использование участка из государственных или муниципальных земель

Разрешение дает право получателю на использование земли.

Земля, находящаяся в собственности государства и субъектов РФ, может быть передана гражданам и организациям. Существует порядок передачи земель: платно и бесплатно. Оплата участка находится в зависимости от получателя, а также от задач по ее использованию.

Алгоритм выдачи разрешения регулируется высшим органом, относящимся к исполнительной ветви власти, – это Правительство РФ. В частности, Правительство РФ сформировало Постановление №1244, которое раскрывает понятие разрешения, а также определяет его содержание.

Разрешение на использование земельного участка, цели его выдачи

Разрешение на использование земельного участка дает право получателю на использование земель. Документ выдается в письменной форме.

Для его получения нужно аргументировать цели использования земли. Целями использования по ст. 39.34 ЗК РФ являются:

  • возведение зданий и сооружений, хранения на участке средств для строительства;
  • осуществление геологического изучения недр;
  • инженерные работы (сроком не более 12 месяцев).

В бессрочном порядке разрешение получают коренные жители северных территорий, Дальнего Востока, Сибири при условии того, что их земли относятся к местам их традиционного проживания. В остальных ситуациях разрешение имеет ограниченный законом срок.

Функции разрешения на использование земельного участка. Прекращение действия разрешения на использование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Разрешение на использование земли выполняет несколько функций:

  • это пропуск на земельный участок, который находится в собственности государства.
  • это разрешение на осуществление определенных работ, прописанных в документе.

Разрешение создается на листе формата А4 на компьютере. В разрешении обязательно должны быть отражены контакты уполномоченного органа, который его выдавал. Информация о земельном участке также отражается в документе: месторасположение, объекты, которые находятся на нем.

Кроме того, в разрешении указываются работы, которые будут проводиться на участке. Документ содержит в себе санкционную часть за действия, приводящие к использованию участка земли не по его назначению, а также за нарушение сроков выдачи разрешения.

Разрешение на использование земли, которая находится на балансе государственных или муниципальных органов, прекращается с момента предоставления участка гражданину или юридическому лицу.

Комплект документов, необходимый для получения разрешения

Собрав комплект документов для получения разрешения на использование земельного участка, необходимо обратиться в уполномоченный орган. В каждом из регионов работает государственный орган, решающий вопросы, связанные с порядком предоставления земли в пользование. Передать документы можно одним из нескольких способов:

  • лично;
  • через доверителя;
  • переслать по почте.
  • переслать в электронном виде.

Заявление может быть составлено в произвольном виде или написано на бланке, который можно получить в уполномоченном органе. Кроме того, допускается электронный вид заявления. К заявлению прикладываются следующие документы:

  • паспорт гражданина, свидетельство о регистрации ИП, ЮЛ;
  • если заявление подает поверенный, его доверенность;
  • кадастровый паспорт;
  • выписка из ЕГРП;
  • лицензия (если получение земли связано с геологическим изучением).

Заявление рассматривается в течение 25 дней. После того как уполномоченный орган примет решение, ему законом отводится 3 дня на то, чтобы поставить в известность заявителя. Возможно несколько вариантов по итогам рассмотрения заявления:

1. Получение разрешения. Разрешение дает право на использование земли в течение определенного срока. В разрешении должны указываться следующие данные:

  • указание на обязанность заявителя о выполнении требований ЗК РФ;
  • информация о возможности досрочного прекращения действия данного документа;

Правила выдачи разрешения на использование земель устанавливают, что отказ в выдаче разрешения должен быть мотивированным. Для этого закон устанавливает следующие обстоятельства:

  • цели использования земли не отвечают требованиям законов;
  • документы, которые приложены к заявлению, неверно оформлены;
  • участок земли уже отдан в использование;
  • предоставление неполного комплекта документов.

Разрешенный вид использования земли можно изменить. После отказа уполномоченного органа в выдаче разрешения на основании того, что цели использования земли не подходят под ее разрешенный вид, необходимо собрать разрешения от собственников соседних участков, составить заявление в уполномоченный орган о возможности изменить вид разрешенного землепользования.

Документы подаются под расписку, лично. Если существует необходимость отправить документы по почтовому каналу, то необходимо сделать это заказным письмом.

Заявитель должен удостовериться, что документы приняты уполномоченным органом. Для этого на почте необходимо заказать уведомление о вручении документов. Результата о рассмотрении данного вопроса следует ожидать примерно 45 дней. В течение этого времени гражданин получает отказ или решение в свою пользу.

В случае положительного ответа гражданин должен оформить документы и зарегистрировать новый статус земли в управлении кадастра и картографии, работающем по месту нахождения земли.

2. Отказ в выдаче разрешения в письменной форме. Об отказе выносится постановление.

Порядок обжалования отказа в получении разрешения на использование земельного участка

Предусмотрен судебный и досудебный порядок обжалования отказа в выдачи разрешения. В досудебной процедуре отказ оспорить можно на основании того, что положения для выдачи отказа не содержатся в законодательстве РФ.

Для этого подается заявителем жалоба в орган, принявший решение. Жалоба подается несколькими способами:

  • лично;
  • отправляется по почтовому каналу;
  • через МФЦ;
  • в электронной форме.

Судебный порядок состоит в том, что заявитель обращается в орган с исковым заявлением в суд районного уровня. К иску прилагается копия отказа и иные документы, затребованные судом В зале суда необходимо доказать, что отказ является неправомерным, что законные основания для отказа отсутствуют.

Направление копии разрешения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный земельный надзор

Уполномоченный орган в десятидневный срок должен отослать копию документа со схемой о границах участка в орган исполнительной ветви власти, который уполномочен осуществлять государственный контроль.

Под государственным земельным надзором понимается работа уполномоченных органов исполнительной ветви власти, которая направлена на предупреждение и пресечение нарушений требований законов.

Контроль со стороны органов земельного надзора осуществляется в форме проверок ИП, компаний, граждан, а также сюда включена работа по регулярному наблюдению за субъектами земельных правоотношений в отношении соблюдения требований, которые содержатся в правовых нормах.

кто готовит пакет документов на получение разрешения на использование земельного участка

Владимир03.08.2019 16:49

ГрК РФ Статья 39. Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства

1. Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее – разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

2. Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленномстатьей 5.1настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.

Источник: //advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/poryadok-vydachi-razresheniya-na-ispolzovanie-uchastka-iz-gosudarstvennyh-ili-municipalnyh-zemel.html

Разрешение на строительство

Получение разрешения на строительство по правилам землепользования

Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории.

Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства

Как быть, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента

Если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.

В каких случаях не допускается выдача разрешений на строительство

Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях, а также в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции:

Объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами , — федеральным органом управления государственным фондом недр;

Объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), — федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория

Разрешение на строительство, выдается:

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований.

Органом местного самоуправления муниципального района в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района.

Получение разрешения на строительство

В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.

Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр.

Какие документы прикладываются к заявлению:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;

4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;

6.1) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;

7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;

8) документы, предусмотренные Законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, указанных выше, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства.

Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке

Юридическая компания «ЮК ВЕРСИЯ — НН» оказывает всестороннюю поддержку по вопросам связанным со строительством. Обращайтесь к нам за эффективным сотрудничеством!

Источник: //ukversion-stroitel.ru/razreshenie-na-stroitelstvo/

По каким правилам строить, если изменилось градостроительное регулирование после выдачи градостроительного плана земельного участка

Получение разрешения на строительство по правилам землепользования

Правообладатели земельных участков могут осуществлять их застройку при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил (ст.263 ГК).

Однако процесс застройки занимает достаточно длительное время и требует весьма существенных капитальных вложений, а градостроительное регулирование подвержено изменениям, причем не всегда предсказуемым.

На портале zakon.ru уже поднимался вопрос о том, каким образом изменение градостроительных регламентов может повлиять на тех застройщиков, которые еще не получили разрешения на строительство (см.: //zakon.ru/blog/2017/2/11/o_gradostroitelnom_plane_zemelnogo_uchastka). Однако, вопрос не утрачивает своей актуальности и требует дальнейшего обсуждения.

Одним из первых шагов, который совершают застройщики на пути к возведению объекта капитального строительства, является получение градостроительного плана земельного участка (далее – ГПЗУ).

В ГПЗУ включается информация обо всех существенных параметрах строительства, в том числе сведения о применимых градостроительных регламентах и об ограничениях использования земельного участка.

Ч. 10 ст. 57.3 Градостроительного кодекса оптимистично заверяет застройщика о том, что информация, указанная в ГПЗУ, может быть использована для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи.

Казалось бы, никакой проблемы нет, и застройщик как минимум на 3 года надежно защищен броней ГПЗУ от всех ветров перемен.

Но нет.

Обращаясь за выдачей разрешения на строительство, застройщик рискует столкнуться с отказом, основанным на ч. 10 ст. 57.3. Градостроительного кодекса.

Если разобраться в невероятно громоздких грамматических конструкциях, использованных в этой норме, то окажется, что уполномоченный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство не только при несоответствии проектной документации градостроительным требованиям, указанным в ГПЗУ на дату выдачи этого документа, но и в случаях несоответствия проекта неким «иным ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство».

И вот эта фраза «и (или) иным ограничениям», не содержащимся в ГПЗУ, создает, как говорилось в старом анекдоте, «проклятую неопределенность», поскольку данная норма не конкретизирует, о каких же именно «ограничениях» идет речь.

Подразумевал ли законодатель ограничения прав или ограничения использования территорий, а может быть так завуалировано право уполномоченных органов понудить застройщиков следовать любым изменениям, которым будет подвергнуто градостроительное регулирование? Цена ответа на этот вопрос во многих случаях – это временные и капитальные затраты застройщиков на стадии архитектурно-строительного проектирования, а также на проведение экспертизы проектной документации.

Так, например, застройщик, получив ГПЗУ на земельный участок, допускающий размещение на нем здания бизнес-центра, разработал проект, получил положительное заключение экспертизы проектной документации, выполнив все требования, указанные в ГПЗУ и вдруг, после обращения за выдачей разрешения на строительство, ему отказывают, ссылаясь на то, что «правила игры поменялись» и что теперь участок под застройку расположен на территории, скажем, исторического поселения, где планируется тишайшая жизнь без всяких бизнес-центров.

В связи с тем, что какие-либо разъяснения по этому вопросу отсутствуют, а цена ошибки весьма высока, попробую предложить решение с политико-правовых позиций.

Итак, ГПЗУ является документом информационного обеспечения градостроительной деятельности.

Основной целью подготовки и выдачи этого документа является наиболее полное информирование застройщика об установленных на дату выдачи ГПЗУ градостроительных регламентов и строительных нормах и правилах, соблюдение которых в силу требований ст. 263 Гражданского кодекса является необходимым условием реализации права застройки.

Очевидно, что за время разработки архитектурного проект могут измениться градостроительные регламенты, могут возникнуть и исчезнуть зоны с особыми условиями использования, а также может произойти множество иных событий, наличие которых существенным образом влияет на процесс строительства.

В связи с этим должны быть весьма четко  и недвусмысленно определены те риски отказа в выдаче разрешения на строительство в силу изменения обстановки после выдачи ГПЗУ, которые должен принять на себя застройщик, и те риски, бремя которых не может быть возложено на застройщика.

Для этого необходимо проанализировать состав информации, включаемой в ГПЗУ. Такая информация не является однородной.

В ГПЗУ отражаются сведения, содержащиеся как в нормативно-правовых актах (в частности, в Правилах землепользования и застройки), так и в документах, не имеющих нормативно-правового характера (например, сведения о санитарно-защитных зонах).

Отдельно, в этой статье сказано, что в ГПЗУ должны содержаться сведения об ограничениях использования земельного участка.

Представляется, что не могут быть возложены на застройщика те риски изменения обстановки, которые связаны с изменением нормативно-правового регулирования градостроительной деятельности.

Такой подход может быть основан на том предположении, что, информируя застройщика о содержании нормативно-правовых актов, в частности о применимых градостроительных регламентах, органы публичной власти допускали возможность осуществления такого строительства с определенным архитектурным обликом, а следовательно, риск изменения таких допущений может и должен быть возложен именно на органы публичной власти, именно им придется смириться с тем, что их представления о прекрасном в области урбанистики изменились. В связи с этим, требования по обновленным градостроительным регламентам, требованиям к градостроительным регламентам, проектам планировок и т. п. должны быть направлены только в будущее, т. е. к тем проектам, для разработки которых ГПЗУ не были получены к моменту вступления в силу соответствующих изменений в нормативно-правовые акты.

Но изменения могут коснуться не только нормативно-правового регулирования.

Так, за период проектирования земельный участок, планируемый под застройку, может оказаться в границах санитарно-защитной зоны или недалеко от участка могут обнаружить редчайший памятник культуры, который всеми силами надо охранять. Возникновение таких ситуаций сложно спрогнозировать на стадии выдачи ГПЗУ и они охватываются правовым регулированием ст. 56 Земельного кодекса.

Однако статья 56 Земельного кодекса включает различные по своей природе ограничения прав – это изменение природоохранных требований, которые также, как и изменение градостроительного регулирования, зависят от органов публичной власти, а также изменения, обусловленные установлением зон с особыми условиями использования.

И хотя содержание ст.

56 Земельного кодекса тоже далеко от совершенства, поскольку норма содержит не исчерпывающий перечень ограничений, а включает туманную отсылочную формулировку об «иных ограничениях использования земельных участков в случаях, установленных Земельным кодексом, федеральными законами», которая может толковаться сколь угодно широко, данная норма оперирует более конкретным, чем в ч. 10 ст.

51 Градостроительного кодекса, понятием – ограничение прав. Представляется, что после выдачи ГПЗУ на застройщика может быть возложен только риск, связанный с возникновением тех ограничений, которые обусловлены установлением режима зон с особыми условиями использования. Исчерпывающий перечень таких зон определен в ст. 105 Земельного кодекса.

Необходимость их установления определяется не усмотрением органов власти и их представлением о должном градостроительном облике подведомственной им территории, а необходимостью защиты публично значимых интересов таких, как жизнь и здоровье граждан; безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства; обеспечение сохранности объектов культурного наследия и др. И вот риск возникновения таких ограничений прав может быть возложен на застройщика. Можно предположить, что застройщик, выбирая площадку для будущего строительства, должен проявить достаточную степень осмотрительности, чтобы предвидеть возникновение подобных ситуаций. Кроме того, для тех случаев, когда зоны с особыми условиями исключают и ограничивают возможность застройки, Земельный кодекс предусматривает механизм компенсации убытков, причиненных установлением таких зон (ст. 57.1 Земельного кодекса). Таким образом, возложение на Застройщика риска невозможности получения разрешения на строительство по причине возникновения на участке застройки режима зон с особыми условиями использования будет компенсироваться правом на возмещение понесенных в результате возникновения такой невозможности убытков.

Анализируя поставленную проблему, становится ясно, что поставить точку в этом вопросе пока невозможно, поскольку предлагаемый автором подход ставит множество новых вопросов, требующих детального анализа положений Земельного кодекса и об ограничениях прав на землю, и о правовом режиме зон с особыми условиями использования, и о механизме компенсации убытков, возникающих от таких зон. Однако, решение данной проблемы имеет существенное практическое значение для справедливого распределения рисков в сфере градостроительной деятельности, а настоящая статья является, своего рода, приглашением обсуждать этот вопрос и обмениваться заинтересованных лиц опытом и имеющейся положительной и не очень практикой.

Источник: //zakon.ru/blog/2019/09/20/po_kakim_pravilam_stroit_esli__izmenilos_gradostroitelnoe_regulirovaniyaposle_vydachi_gradostroiteln

Получение согласований при строительстве дома

Получение разрешения на строительство по правилам землепользования

Владелец земельного участка, планирующий строительство дома со всеми удобствами, должен получить согласования в нескольких инстанциях. На официальном языке такое строение — объект капитального строительства. К нему предъявляются все требования, установленные Градостроительным кодексом и СНиПами.

Приобретая участок земли без подряда, большинство застройщиков не имеет представления обо всех сложностях самостоятельного строительства. Получить заветное свидетельство о праве собственности на дом можно только при условии соблюдения законодательных правил на каждом этапе строительства.

Этап 1. Уведомление о начале строительства

Новое правило введено с августа 2018 года. До этого момента для строительства дома на дачном участке, или ИЖС в населенном пункте было необходимо получить разрешение. В настоящее время застройщик должен обратиться в Администрацию района или через МФЦ подать уведомление о планируемом строительстве по утвержденной форме. В нем должна присутствовать следующая информация:

  • ФИО заявителя, его паспортные данные.
  • Вид разрешенного использования земли.
  • Кадастровый номер участка по данным ЕГРН.
  • Указание на объект: ИЖС или садовый дом.
  • Параметры дома: размеры, высота, отступы от границ участка.
  • Основание права владения землей.
  • Адрес, по которому нужно отправить ответ.

К уведомлению прикладывается выписка из кадастра недвижимости или копия свидетельства о собственности на землю. Если участок не зарегистрирован в ЕГРН, нужно представить договор купли, свидетельство о наследовании или другие правоустанавливающие документы.

Уполномоченный отдел Администрации проверяет соответствие представленных сведений правилам землепользования и застройки соответствующего района в течение 7 дней. Положительное заключение высылается застройщику и является согласованием строительства дома, действительным в течение 10 лет.

Ранее при получении разрешения на строительство требовался ГПЗУ (градостроительный план земельного участка). Желательно и сейчас запросить его в управлении архитектуры, чтобы избежать отказа в согласовании уведомления. На плане можно обнаружить неожиданные помехи для строительства, например трубы под территорией участка, не указанные в имеющихся документах.

Этап 2. Проектирование и строительство дома

Не обязательно иметь проект при строительстве частного дома до 3-х этажей и рассчитанного на проживание одной семьи. Обратите внимание, что в уведомлении технические характеристики коттеджа указывает сам застройщик, и не требуется прикладывать проектную документацию.

Тем не менее, сегодня уже никто не строит дома «на глазок», разве что будущий хозяин — квалифицированный строитель. В том числе, проект обязательно нужен, если возводить дом будет подрядная бригада. Иначе возможны неприятные сюрпризы.

Профессионально разработанная документация грамотно решает вопросы планировки, выбора материалов для обеспечения прочности и надежности постройки. Проект заказывают в специализированном бюро за свой счет.

Там же могут предложить типовой вариант, который обойдется дешевле.

Этап 3. Согласование коммуникаций при строительстве дома

Невозможно представить современный коттедж без привычных благ цивилизации. Это значит, к нему нужно провести электричество, воду, газ. Вопросы подключения к коммуникациям решаются с каждым поставщиком коммунальных услуг отдельно, требуют времени и материальных затрат. Как минимум, для согласования и подключения потребуется:

  • запросить технические условия (возможность) подключения;
  • представить документы, подтверждающие право на землю и строительство дома;
  • заказать проект подключения проектной инженерной организации;
  • подать заявку на врезку к централизованным сетям снабжения;
  • заключить договор о подключении после проверки акта выполнения ТУ.

Процедура согласования коммуникаций нередко растягивается на месяцы.

В каждом регионе местные органы власти устанавливают свои требования к порядку получения разрешений и оформлению договоров на предоставление коммунальных услуг.

Некоторые домовладельцы решают проблему водоснабжения с помощью скважины, но это не всегда возможно по геологическим условиям. Кроме того, ее бурение обходится достаточно дорого (от 100 тыс. рублей).

Этап 4. Получение разрешения на ввод дома в эксплуатацию

Акт ввода капитального объекта в эксплуатацию необходим для постановки построенного дома на кадастровый учет. Его получают там же, где выдавалось разрешение на строительство (согласование уведомления). Для этого нужно представить большой пакет документов, подтверждающих соответствие дома проектной документации, строительным нормам, инженерным ТУ.

В настоящее время акт ввода дома в эксплуатацию для оформления технического паспорта и постановки на учет в ЕГРН не требуется. Льготный период установлен до 1 марта 2020 года.

Этап 5. Постановка на кадастровый учет и регистрация

Получить свидетельство о собственности на дом можно только после того, как он будет поставлен на учет в едином кадастре недвижимости.

При отсутствии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, кадастровый инженер составит технический план на основании проектной документации и сведений о земельном участке. Его услуги придется оплатить из собственных средств.

Обычно заявление в кадастровую палату Росреестра подает сам инженер (если это предусмотрено договором).

В заключение отметим, что получить нужные согласования при строительстве дома достаточно сложно, особенно при отсутствии опыта общения с государственными органами. Именно поэтому большинство любителей загородной жизни предпочитают приобрести готовый коттедж в поселке с коммуникациями. Это экономит время и деньги будущего домовладельца.

2019-04-14

Источник: //oblzemstroy.ru/poluchenie-soglasovaniy-pri-stroitelstve-doma

Юрист Лукин