По каким статьям нарушены права работника, если ревизор указал фиктивные нарушения?

Работодатель нарушает мои права. Часть 2.2. Жалуемся правильно. В Прокуратуру

По каким статьям нарушены права работника,  если ревизор указал фиктивные нарушения?
Картинка сервиса “Яндекс. Картинки”.

Ранее я писал, какие бывают способы защиты трудовых прав, предусмотренные законом.

В данной статье расскажу про обращение в органы Прокуратуры и почему последнее время это иногда очень полезно делать.

Для чего нужна Прокуратура

Картинка сервиса “Яндекс. Картинки”.

Органы прокуратуры осуществляют контроль и надзор за соблюдением законов, прав и свобод человека и гражданина (Федеральный закон № 2202-1 от 17.01.1992).

Таким образом, в случае поступления заявления о нарушения норм трудового законодательства, права на труд и иных прав работников, органы прокуратуры наделены соответствующими полномочиями и обязаны рассмотреть жалобу.

Каким образом обратиться в Прокуратуру

Картинка сервиса “Яндекс. Картинки”.

Обращение в органы прокуратуры может быть подано:

  • На приеме. Органы Прокуратуры ведут прием граждан по расписанию, которое есть на сайте конкретного органа прокуратуры. На приеме можно подать как письменное обращение, так и устно, сообщив в личной беседе прокурору, ведущему прием, о ситуации, связанной с нарушение закона в сфере трудовых отношений. Не забудьте взять с собой паспорт и документы, связанные с работой.
  • Письменно. Письменно можно направить заявление по почте, подать на личном приеме у прокурора, направить по факсу, телеграммой, подать через доверенное лицо.
  • В электронной форме. Обращение можно подать через сайт конкретного органа Прокуратуры конкретного субъекта РФ (например, через электронную приемную Прокуратуры Нижегородской области), а также через сервис “Госуслуги” (вот подробная инструкция).

Что должно быть в заявлении, что бы его рассмотрели

Картинка сервиса “Яндекс. Картинки”.

Любой гражданин имеет право обратиться в Прокуратуру, но не каждый может сделать это правильно. А именно от этого зависит не только эффективность жалобы и скорость ее рассмотрения, но и примут ли ее вообще.

Что должно быть в обращении?

Обращение обязательно должно содержать (статья 7 Федерального закона №59-ФЗ от 02.05.2006):

  1. правильное и полное наименование органа, в который направляется обращение/ФИО конкретного прокурорского работника,
  2. ФИО обращающегося гражданина,
  3. сведения о месте жительства заявителя,
  4. почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ на обращение (для обращений, поданных в электронной форме – адрес электронной почты),
  5. конкретные сведения о нарушении требований закона, прав и свобод граждан,
  6. личная подпись,
  7. дата.

Обращение должно быть понятным: оно должно быть выполнено на русском языке, с разбивкой предложений на абзацы.

Если обращение не будет отвечать всем перечисленным требованиям , оно останется без рассмотрения и будет возвращено заявителю.

Какие обращения не стоит отправлять в Прокуратуру

Картинка сервиса “Яндекс. Картинки”.

Согласно статье 11 Федерального закона №59-ФЗ от 02.05.2006 анонимные обращения органы прокуратуры, как и другие госорганы, не рассматривают.

Не рассматриваются также:

  • обращения, содержащие нецензурные/оскорбительные выражения. За такое обращение можно получить административный штраф,
  • обращения, содержащие угрозы должностным лицам и членам их семей. В определенных случаях за такое обращение может наступить даже уголовная ответственность,
  • нечитаемые обращения,
  • обращения, из которых нельзя определить суть обращения.

Зачем обращаться в Прокуратуру?

Если Вы из тех, кто уверен, что все тщетно, не стоит ничего делать, “все куплено”, “госорганы не работаю”, “лучше не станет”, то это, конечно, позиция, которая имеет право на существование. И можно никуда не обращаться.

Но эта статья для тех, кто реально хочет и собирается защитить себя, свои интересы, и желает почерпнуть полезную правовую информацию.

Как юрист-практик, могу сказать, что госорганы работают. Да, неидеально, иногда откровенно плохо, и Прокуратура не исключение. Но вот статистика. Несмотря на спад активности в 2019 году, Прокуратура защищает права работников, устраняет нарушения закона в сфере труда.

Информация с сайта Генпрокуратуры: //genproc.gov.ru/stat/data/1727644/. Выдержка из статики, сформированная автором.

А вот ещё 2 веских повода активно себя вести, если уж Вы решили отстаивать свои права и интересы в конфликте с работодателем.

1. Если Прокуратура сочтет необходимым, то Ваше обращение будет перенаправлено из Прокуратуры в Гострудинспекцию. Поверьте, если Ваша жалоба “спустится” из Прокуратуры, то ГИТ точно не оставит ее без внимания. Ведь инспекторам нужно будет теперь помимо гражданина, отчитаться еще и перед Прокуратурой.

Кроме того, контрольно-надзорные органы зачастую проводят совместные проверки, если из заявления следует, что нарушения закона могут носить комплексный характер и относятся к компетенции нескольких ведомств.

2.

Картинка сервиса “Яндекс. Картинки”.

С 2019 года судебная практика сильно поменялась. Суды признают обращения в ГИТ и Прокуратуру уважительной причиной, еслипри дальнейшем обращении в суд работник пропустил соответствующий срок.

То есть, предположим, Вы жаловались в ГИТ, Прокуратуру. Потом обратились в суд с пропуском срока, установленного законом.

И даже если по результатам проверки не выявлено нарушений закона, или если Вам вообще не ответили госорганы, суд может восстановить срок на подачу иска.

Раньше такого никогда не было! Верховный суд РФ уже рассмотрел целый ряд таких дел и везде говорил о том, что если работник не бездействовал, а жаловался, то срок на обращение в суд ему надо восстановить

Источник: //zen.yandex.ru/media/id/5de651203639e600b1c82b0d/5e1307fcb477bf00ae048c89

Ревизору запрещается

По каким статьям нарушены права работника,  если ревизор указал фиктивные нарушения?

  • 1) оказывать давление;
  • 2) употреблять обвинительные суждения;
  • 3) угрожать наказанием;
  • 4) давать оценку должностным лицам;
  • 5) высказывать предположения;
  • 6) поддаваться на провокации;
  • 7) участвовать в увеселительных мероприятиях (например, праздновании дней рождений сотрудников проверяемой организации);
  • 8) допускать неделовые отношения;
  • 9) прикасаться к проверяемым материальным ценностям;
  • 10) привлекать на роль экспертов специалистов ревизуемой организации.

Ревизор несет ответственность в уставном порядке за несвоевременность, неполноту и ненадлежащее качество проводимой ревизии, необъективность освещения результатов ревизии, полное или частичное сокрытие обнаруженных нарушений и злоупотреблений или их занижение, неправильность и необоснованность выводов по результатам ревизии и неполное установление материального ущерба, использование служебного положения в корыстных целях.

Обязанности сотрудников ревизуемой организации по взаимодействию с ревизорами следующие:

готовить к ревизионной проверке документы согласно определенному перечню;

оказывать сотрудникам ревизионной группы содействие в осуществлении ими своих функций, создавать условия для своевременного и полного проведения ревизии, предоставлять всю документацию, необходимую для ее проведения, а также давать разъяснения и объяснения в устной и письменной форме;

оперативно устранять выявленные при проведении ревизии нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

не предпринимать никакие действия с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении ревизии.

Должностные лица, служебная деятельность которых проверяется, имеют право:

присутствовать при инвентаризации вверенных им ценностей, контрольных запусках сырья и материалов в производство, контрольных обмерах, осмотрах складов и хранящихся в них материальных ценностей;

знакомиться с актами ревизий и проверок, относящихся к их служебной деятельности, и представлять в письменной форме объяснения и возражения по ним; У знакомиться со всеми документами и отчетами, послужившими основанием для выводов о допущенных проверяемыми лицами недостатков в работе, нарушениях или злоупотреблениях, а также произведенными расчетами сумм подлежащего возмещению материального ущерба;

представлять ревизору подлинные документы и другие материалы в оправдание своих действий.

Должностные лица несут ответственность за преднамеренное искажение фактов и обстоятельств, в результате чего ревизору не представилось возможным установить истинное содержание хозяйственных операций и реальный размер причиненного организации материального ущерба, а также за невыполнение требований ревизора о представлении для проверки материальных ресурсов, документов, учетных регистров, отчетов и объяснений.

  • 1. Руководитель ревизуемой организации имеет право в установленном законодательством порядке подавать жалобы на действия ревизора в Судебный департамент или управление (отдел) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, которым ревизор непосредственно подчинен. Подача жалобы ревизуемой организацией не приостанавливает выполнение предложений и предписаний ревизора.
  • 2. Руководитель ревизуемой организации:
    • – создает надлежащие условия для проведения ревизий, проверок, предоставляет ревизорам необходимые помещения и обеспечивает выполнение работ по делопроизводству;
    • – представляет ревизору подлинные документы по финансово-хозяйственной деятельности, дает справки и письменные объяснения по вопросам, относящимся к ревизии;
    • – обеспечивает участие в ревизии соответствующих специалистов для проверки конкретных вопросов;
    • – выполняет требования ревизора, обусловленные его служебными обязанностями.

ревизор право руководитель должностной

Ревизоры не всегда составляют в помощь себе план и программу ревизии. Они обговаривают все пункты устно, а программа ревизии составляется сама собой от увиденного на первый же день проверки.

Опытные ревизоры говорят так: “Мы знаем, где искать!” И действительно, бухгалтерские службы большинства учреждений в своей работе допускают одни и те же ошибки, которые, мало того, еще и повторяются годами.

В некоторых учреждениях и организациях ревизиями устанавливается нецелевое расходование бюджетных средств от нескольких десятков до сотен тысяч, что грозит восстановлением в бюджет за счет собственных средств всей нецелевым образом израсходованной суммы, а также применением штрафных санкций.

Другое серьезное нарушение, выявляемое ревизиями и проверками, это установление работникам завышенных относительно Единой тарифной сетки разрядов по оплате труда, необоснованная выплата надбавок за неблагоприятные условия труда, неверный расчет среднего заработка и излишние выплаты отпускных, другие необоснованные расходы бюджетных средств.

Казалось бы, что если есть средства бюджета на оплату труда, то не следует идти по пути нарушения Единой тарифной сетки, а установить те же суммы выплачиваемой зарплаты, но стимулирующими надбавками и доплатами на законной основе.

Допускается расходование бюджетных средств на выплаты работникам, содержащимся за счет внебюджетных средств, оплата расходов за счет бюджетных и внебюджетных средств при отсутствии оправдательных документов.

Не в полном объеме выполняются требования действующего “Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации”, утвержденного решение Совета директоров Центрального банка России 22.09.1993 № 40.

В ряде случаев руководителями учреждений не осуществляется должный контроль за работой кассы, не обеспечивается сохранность денежных средств непосредственно в кассе и при их транспортировке. При получении из банка крупных денежных сумм не обеспечиваются повышенные меры предосторожности.

В некоторых учреждениях производятся выплаты по кассовым документам, не подписанным руководителем и главным бухгалтером.

Приходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости штампами “Получено” и “Погашено” не гасятся, а если гасятся, то без указания даты.

Внезапные ревизии кассы проводятся нерегулярно, что приводит к бесконтрольности работы кассира и недостачам денежных средств в кассе.

Имеют место случаи, когда денежные средства выдаются без заявления подотчетных лиц, без указания цели расходования. Допускается превышение лимита остатка денежных средств в кассе.

Не всегда выполняется в полном объеме Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденная приказом Минфина России от 30.12.1999 № 107н. Ревизиями устанавливается, что в некоторых учреждениях не ведется аналитический учет кассовых и фактических расходов, отсутствуют оборотные ведомости, а за отдельные периоды – главная книга.

Имеет место излишнее расходование бюджетных средств при оплате коммунальных услуг. Хозяйственные материалы и канцелярские товары списываются на расходы без предварительной постановки на учет. Длительное время не проводится инвентаризация библиотечного фонда и расчетов с поставщиками.

В ходе проверок устанавливаются расхождения отчетных данных ф.2 “Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам” и ф.4 “Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам” с данными первичных бухгалтерских документов.

В “Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам” ф.4 за отчетный период проставляются данные, не соответствующие фактическому поступлению доходов от внебюджетной деятельности и их расходованию. Имеет место случаи занижения доходов на крупные суммы.

Не везде обеспечивается достоверный учет и сохранность бухгалтерских документов. Некоторыми учреждениями искажается бухгалтерская отчетность.

В карточках учета основных средств ОС-6 не указываются основные сведения об объектах учета (марка, заводской номер, дата ввода в эксплуатацию). Отсутствуют инвентарные номера.

Не всегда проводится инвентаризация у материально ответственных лиц, у которых может совсем отсутствовать учет материальных ценностей.

В ряде случаев аналитический учет продуктов питания, перевязочных средств и спирта ведется только в суммовом выражении. Без подтверждения соответствующими документами списываются продукты питания. По выявленным недостачам материалы в правоохранительные органы не передаются.

Не проводится своевременно, в том числе и перед составлением годового отчета, инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности, сверки расчетов с поставщиками. Ревизиями выявляются дебиторская задолженность на сотни тысяч рублей, в том числе с просроченными сроками давности. Действенные меры по сокращению дебиторской задолженности не принимаются.

Устанавливаются нарушения в оформлении договоров о сдачи в аренду помещений образовательных учреждений. Величина арендной платы занижается по сравнению с расценками, установленными местными администрациями. Иногда предоставляется большая площадь, чем предусмотрено договором. Проекты договоров не всегда визируются руководителями служб и юрисконсультами.

Не всегда подведомственными учреждениями осуществляется должный контроль за своевременным и полным перечисление арендаторам оплаты за аренду, за электроэнергию и коммунальные услуги. Штрафные санкции, предусмотренные договорами, не применяются.

Ревизоры стали часто сталкиваться с незаконной арендой помещений образовательных учреждений сотрудниками, жителями, рабочими или коммерческими структурами.

Частым нарушением является получение бюджетным учреждением ценных подарков без оформления “Договора пожертвования”. В данном договоре родители и должны указать стоимость вещей, с тем, чтобы бухгалтерия могла их поставить на баланс учреждения.

Источник: //vuzlit.ru/211022/revizoru_zapreschaetsya

Куда обратиться, если работодатель нарушает права работника?

По каким статьям нарушены права работника,  если ревизор указал фиктивные нарушения?

Права и обязанности работников регулируются Трудовым и Гражданским Кодексом Российской Федерации. А систематические и грубые их нарушения со стороны работодателя должны сопровождаться обращением работников в соответствующие контролирующие органы.

В данной статье мы постараемся ответить на следующие вопросы: что считается нарушением прав работников? Куда обратиться, если работодатель нарушает права работника? Какие меры наказания могут быть применены к работодателю, нарушающему права своих подчиненных?

Что может считается нарушением трудовых прав работника?

Нарушением трудовых прав работника со стороны работодателя могут считаться:

  • превышение своими должностными полномочиями, которое может выражаться, например, в принуждении работника к выполнению работы, которую не входит в перечень его должностных обязанностей;

Сюда может также относиться неуважительная манера общения, крики, оказывание психологического давления, принуждение к сверхурочной работе и т.д.

  • неуважительное отношение к труду работника («затяжная» стажировка без оплаты труда, беспричинное отстранение от работы, штрафы);
  • беспричинное увольнение;

О том, что делать, если вас хотят уволить, читайте здесь.

  • нерегулярная оплата труда;

Сюда также можно отнести постоянные задержки по зарплате, не доплаты, вычитания, штрафы, лишение заслуженных премий.

  • бездоговорная форма сотрудничества;

Когда работодатель взял на работу сотрудника сначала в качестве стажера, обещая в последствие заключить трудовой договор. Однако, этого так и не произошло.

  • отказ предоставлять больничный, отпуск или отгул;
  • другие неправомерные действия или бездействия работодателя, создающие негативную рабочую атмосферу для трудовой деятельности работника;

Куда обращаться?

При нарушении работодателем трудовых прав работника обращаться следует в одну из следующих инстанций:

При обращении в одну из перечисленных инстанций, работник должен подать жалобу на работодателя, составленную в произвольной форме или по образцу установленной формы.

О порядке разрешения коллективных трудовых споров читайте здесь.

Рассмотрим обращение в каждую из инстанций по отдельности.

Трудовая инспекция

Если работнику не удается урегулировать возникшее нарушение своих трудовых прав в ходе мирных переговоров с работодателем, то следующих шагом будет обращение в Трудовую инспекцию.

В обязанности работников трудовой инспекции входит:

  • Контроль за соблюдением действующих норм Трудового Кодекса РФ;
  • Назначение ответственности за нарушение действующих норм Трудового Кодекса РФ;

При обращении в Трудовую инспекцию работнику необходимо составить письменную жалобу.

Составить жалобу можно как в произвольной форме, так и по образцу установленной формы, скачав его в интернете.

Составленную жалобу можно доставить в Трудовую инспекцию одним из следующих способов:

Личное обращение в Инспекцию не ускорит процесс рассмотрения жалобы. Поэтому выбирать этот способ доставки заявления стоит только в том случае, если вы хотите проконсультироваться с работниками Трудовой инспекции по каким-то трудовым вопросам.

К жалобе в обязательном порядке должны быть приложены документы, подтверждающие перечисленные в жалобе трудовые нарушения. В противном случае рассматриваться жалоба не будет.

Жалоба должна содержать следующую информацию:

  • Наименование организации, руководителя которого уличают в нарушении трудовых прав ;
  • Реквизиты самого руководителя (ФИО, занимаемая должность);
  • Реквизиты заявителя (ФИО, должность);
  • Описание причины подачи жалобы с законодательными ссылками (статьями Трудового и Гражданского Кодекса);
  • Опись прилагаемых к жалобе документов, подтверждающих описанные нарушения;

Если работники утвердят жалобу, организацию, на которую она была подана, подвергнется внезапной проверке. В случае выявления указанных в жалобе нарушений, к работодателю будут применены такие «карательные мера» как временное отстранение от исполнения своих должностных обязанностей, административный штраф и т.д. Права работника, наоборот, будут восстановлены.

Однако, в случае отказа Трудовой инспекции не стоит сразу же обращаться в суд. Перед этим стоит обратиться в правоохранительный орган — прокуратуру.

Обращение в прокуратуру

Прокуратура, также как Трудовая инспекция, занимается контролем соблюдения трудовых  прав работника работодателем.

В прокуратуру подать жалобу на работодателя можно как индивидуальную (от лица одного работника), так и коллективную (от лица группы работников).

После подачи жалобы с материалами, подтверждающими трудовые правонарушения, работники правоохранительных органов занимаются их изучением в течение тридцати дней и после выносят решение.

Как следствие, работодателя могут ожидать следующие меры наказания:

  • Привлечение к административной ответственности;
  • Привлечение к дисциплинарной ответственности;

Судебная инстанция

Суд — последняя и самая действенная инстанция обращения по вопросам урегулирования трудовых нарушений.

Если нарушение прав является незаконное увольнение работника, срок исковой давности в этом случае составляет тридцати дней с момента издания приказа об увольнении работникаили проставления соответствующей отметки в трудовой книжке.

Если срок исковой давности истек, работник может подать иск только при предъявлении уважительной причины, объясняющей, почему иск не мог податься в установленные для подачи сроки.

При подаче иска о нарушении трудовых прав работника нужно учитывать следующую информацию:

  • Подавать исковое заявление нужно по адресу фирмы, где работает заявитель, в районный суд;
  • Составление иска происходит в соответствии с требованиями, представленными в статье 131 Гражданско-процессуального Кодекса;
  • Если на руках у работника нет достаточной доказательной базы трудового нарушения в силу отсутствия доступа к подобной информации на работе, в иске можно указать требование о запросе необходимого перечня документов у работодателя работниками суда. Отказать им в предоставлении необходимых документов работодатель точно не откажется;
  • Срок изучения иска составляет пять суток. После чего работник получает уведомление об его удовлетворении или отказе. В случае удовлетворения иска будет назначена дата слушания;

Судебный приказ

Еще один способ разрешения трудового спора. Вынесение судебного приказа является промежуточной стадией между подачей в суд на работодателя.

Все основания для вынесения такого приказа прописаны в статье 122 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации.

Важным условием для вынесения такого приказа должно стать признание работодателем в нарушении прав работника.

Преимуществом судебного приказа по сравнению с иском является меньшие сроки разрешения ситуации за счет отсутствия судебных слушаний и необходимости собирать огромную доказательную базу.

Ответственность по исполнению приказа ложится на плечи судебных приставов. В качестве меры наказания на работодателя может быть возложена обязанность:

  • По выплате работнику заработной платы, кратную размеру трехмесячного заработка;
  • Восстановить права работника, которые были нарушены;
  • Другие меры;

Источник: //trudinsp.ru/kuda-obratitsya-esli-rabotodatel-narushaet-prava-rabotnika.html

Нарушения ревизоров

По каким статьям нарушены права работника,  если ревизор указал фиктивные нарушения?

Сайт журнала «Учет в учреждении»Электронный журнал «Учет в учреждении»

Работа финансовых ревизоров заключается в том, чтобы выявлять и пресекать финансовые нарушения. Но иногда проверяющие не соблюдают правила проверки. Основные нарушения ревизоров мы рассмотрели в статье.

Бывает, что нарушения допускают сами ревизоры, а не бухгалтеры учреждения. Например, проверяющие:

  • не предупреждают учреждения о проверке;
  • нарушают сроки проверки;
  • запрашивают лишние документы;
  • отправляют уведомления на домашний адрес сотрудников учреждений.

Далее приведу примеры, как реагируют на нарушения суды: когда они поддерживают учреждения, а когда проверяющих.

Нарушения ревизоров: не уведомляют о предстоящей проверке

Если счетная палата собирается провести в учреждении проверку (плановую или внеплановую), она должна известить об этом его руководителя. Но иногда специалисты высылают уведомление уже вместе с готовым актом проверки финансово-хозяйственной деятельности. В подобных ситуациях суды:

  • приходят к выводу о нарушении срока уведомления о проведении плановой проверки;
  • удовлетворяют требования учреждений об отмене представления, которое вынесла счетная палата.

Например, такие выводы содержат постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа:

  • от 30 ноября 2016 г. № Ф04-4894/2016 по делу № А75-1701/2016;
  • от 25 ноября 2016 г. № Ф04-4907/2016 по делу № А75-522/2016.

Нередко аудиторы органов финансового контроля без уведомления прибывают на проверку в учреждение. Данный факт отмечен в постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 июля 2015 г.

№ Ф03-2051/2015 по делу № А24-4634/2014. Причем проверяющие не согласились с выводами судей.

Но доводы счетной палаты о том, что нарушение срока уведомления не помешало учреждению подготовить необходимые для проверки документы, суд не принял.

А Верховный суд РФ отказал органу финансового контроля в передаче дела для пересмотра в судебную коллегию по экономическим спорам (определение от 26 ноября 2015 г. № 303-КГ15-11543).

Контрольно-счетные палаты муниципальных образований проводят внешний муниципальный финансовый контроль, а не государственный контроль в финансово-бюджетной сфере. Поэтому при проверках бюджетных учреждений они должны соблюдать сроки, которые указаны в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ .

Такие выводы сделаны, например, в решении Арбитражного суда Пензенской области от 21 октября 2015 г. по делу № А49-7204/2015, постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 июля 2015 г. № ФОЗ-2051/2015.

Нарушения ревизоров: не укладываются в сроки

Если ревизоры нарушили сроки проведения проверки и ее предмет, суды могут признать:

  • незаконными действия проверяющих;
  • недействительными пункты представления.

Например, подобное решение вынесено в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 августа 2016 г. № Ф02-4353/2016 по делу № А78-10871/2015.

Причина в том, что орган муниципального финансового контроля превысил пределы проверяемого периода и предмета проверки.

И хотя проверка затянулась, представление все равно содержало много неточностей, на что суд тоже обратил внимание.

В частности, аудиторы предписали учреждению вернуть в бюджет суммы, но при этом не указали:

  • размер сумм возврата;
  • конкретные фактические данные, материалы и документы проверки.

Верховный суд РФ также отказал счетной палате и не передал дело на пересмотр в судебную коллегию по экономическим спорам (определение от 15 декабря 2016 г. № 302-КГ16-16864). Срок, в который ревизоры должны провести проверку, указан в уведомлении о проведении. А на сколько ее можно продлить при необходимости – в регламенте контрольного органа.

Нарушения ревизоров: запрашивают нелегитимные документы и информацию

Иногда ревизоры требуют от бухгалтеров представить информацию в порядке, который не соответствует:

  • Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ;
  • региональным и местным законам.

Учреждение вправе обратиться в суд, если счетный орган запросил документы или материалы, которые ранее он уж получал. В исковом заявление можно указать:

«Неопределенность содержания законодательного регулирования:

  • допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе применения;
  • ведет к произволу и, соответственно, к нарушению принципов равенства всех перед законом и верховенства закона».

Зачастую суды признают недействительным требование контрольного органа ознакомить его с первичной документацией подрядчика, которая подтвердит фактическую стоимость:

  • использованных материалов;
  • поставленного оборудования.

В частности, такой вывод сделан в решении Арбитражного суда Свердловской области от 21 февраля 2013 г. по делу № А60-49812/2012.

Обратиться в суд имеет смысл, если ревизоры направили предписание о том, чтобы учреждение должно предъявить им большой объем документов в короткий срок (например, в течение шести-семи рабочих часов). Суд признает это предписание неисполнимым. Поскольку установленный в нем срок недостаточен для того, чтобы подготовить и представить все запрашиваемые документы.

Тем более что это может заблокировать работу учреждения по основной деятельности. К данному заключению пришли арбитры в  постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 18 декабря 2012 г. по делу № А82-4747/2012.

Нарушения ревизоров: не утверждают стандарты контрольных мероприятий

В каждом публично-правовом образовании должны быть утверждены стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (п. 3 ст. 269.2 Бюджетного кодекса РФ).

И некоторые учреждения пытаются оспорить представления и предписания ревизоров, апеллируя к тому, что у счетной палаты нет разработанных и принятых стандартов проверки.

Однако суды не считают отсутствие стандартов основанием для признания незаконными:

  • актов проверки;
  • документов, принятых по результатам актов.

Если у контрольно-счетного органа нет стандартов внешнего государственного финансового контроля, это не значит, что оспариваемое представление незаконно. В противном случае было бы невозможным исполнение положений закона, регламентирующего деятельность контрольно-счетных палат (решение Арбитражного суда Самарской области от 31 июля 2015 г. по делу № А55-2538/2015).  

Источник: //www.glavbukh.ru/art/91170-chto-narushayut-revizory

Ответственность ревизора

По каким статьям нарушены права работника,  если ревизор указал фиктивные нарушения?

«С одной стороны, ревизор как бы ни за что не отвечает,

так как ничем не владеет, ничто не хранит и ничего

не производит. С другой стороны, на его плечах висит

тяжёлое бремя ответственности за то, что он проверил,

по каким-то причинам мог пропустить…»

Существующая типовая должностная инструкция размыто определяет ответственность лица, исполняющего обязанности ревизора.

Так, например, ревизор за неисполнение обязанностей предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка и трудового договора несёт дисциплинарную ответственность в соответствии с трудовым кодексом Российской федерации», что не является для него в теперешней жизни смертельным грехом. Во всяком случае, он так считает. Ведь, в конце концов, не в партию вступать.

Намного печальнее, когда за административные правонарушения или уголовное преступление ревизор несёт ответственность по административному и уголовному законодательству. Но это ещё придётся доказывать, а доказывание ревизорской вины весьма трудновыполнимая задача, поскольку лучше него никто не знает о  том, что он мог сделать не так.

Но отложим в сторону разного рода «кзотоукашные» и юридичеки-правовые нормативные акты, опустимся на землю и обозначим всего пару моментов, сопровождающих ревизора на протяжении всего времени исполнения им профессиональных обязанностей.

 Что здесь имеется в виду?

 Чем сложнее подконтрольный объект, квалифицированнее его кадровый состав и серьёзнее поставленная перед проверяющим лицом цель, тем сильнее последний задумывается о нависшей над ним ответственности за выдаваемые итоговые результаты.

Только недальновидный или бесшабашный человек с вменёнными ему ревизорскими функциями не осознаёт, что ему может грозить, если он, будучи на проверке установил или проглядел факт нарушения, грубого злоупотребления, а ещё хуже — крупного хищения.

Тут-то и наступает щекотливый момент, когда ревизор стал ответственным за то, что обнаружил и за то, что не увидел (не захотел увидеть). Итак:

НАШЁЛ — с одной стороны можно только порадоваться за специалиста, который выявил факт.

С другой стороны на проверяющего работника возлагается громадная ноша ответственности за объективность и неоспоримость сделанного в документальном акте ревизии заявления о том, что, например, бухгалтер или менеджер в нитку проворовались.

А если через некоторое время всё это окажется не больше чем обыкновенный пшик. Что тогда? Хорошо, если у ревизора останется возможность отреставрировать документальный акт путём вычёркивания из него строчки, абзаца или страницы.

А если поздно, пошла несправедливая реализация в виде принятия жёстких мер вплоть до увольнения или передачи дела. Вот здесь-то наш ревизор и оказывается самым крайним, когда его извинения уже никому не помогут. Вот тебе и нашёл! Какой же выход? А выход один – постоянная работа над повышением качества контрольных мероприятий.

ПРОПУСТИЛ — спрашивается почему? На что у ревизора появляется ряд оправдывающих причин с приставкой «не», объясняющих пропуск имевшего место факта быть в действительности.

НЕОПЫТНОСТЬДля человека с опытом проверочной работы до 3-х лет пропуск нарушений допустим. Для специалиста с уже большим стажем не обнаружение нарушений непростительно. Для ревизора отработавшего по специальности не одну пятилетку подряд пропуск нарушений можно отнести к серьёзному проступку, требующего разбирательства и граничащего с серьёзной персональной ответственностью.НЕГРАМОТНОСТЬНеграмотность и безграмотность для ревизора почти одно и тоже. Пропуск факта по этой причине с одной стороны вроде бы объясним, а с другой – вообще недопустим, если работаешь по специальности. Диплом об образовании есть, инструкции читать умеешь, в учёте разбираешься, а значит, оправданию нет, за исключением случая, когда проверяемый вопрос узко специализированный и требующий специальных познаний.
НЕУВЕРЕННОСТЬФакт нарушения обнаружен был, но не   зафиксирован в акте, потому что ревизор не обладал полной уверенностью, что этот факт являлся   действительно нарушением. Сложно дать оценку такому пояснению? Вернёмся ещё раз к НЕОПЫТНОСТИ и НЕГРАМОТНОСТИ, сделаем правильный и справедливый вывод. В принципе можно было посоветоваться с более опытными и грамотными коллегами.НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬНа невнимательность проверяющего пропуск факта нарушения, безусловно, можно списать всегда. Другое дело можно ли это принять во внимание. Ответ на этот вопрос можно дать только после проведения тщательного служебного расследования всех обстоятельств, повлиявших на снижение внимательности проверяющего. Однако халатность при исполнении служебных обязанностей ревизору явно может быть инкриминирована.

Источник: //axenov.sohrannost.ru/?p=1301

20 кадровых ошибок, которые инспекторы находят при проверках

По каким статьям нарушены права работника,  если ревизор указал фиктивные нарушения?

Любую компанию рано или поздно посетит инспектор ГИТ. Даже если сотрудники не имеют привычки жаловаться на работодателя, плановые проверки никто не отменял. Узнать, придет ли к вам инспектор в этом году, можно на сайте Роструда или трудовой инспекции вашего региона.

Если вы попали в список плановых проверок ГИТ, начинайте готовиться к визиту трудового инспектора. Выясните, на каких кадровых участках есть проблемы. Чаще всего инспекторы находят недочеты в трудовых договорах и локальных актах. Причем за каждый состав нарушения они выписывают отдельный штраф.

Кроме того, каждое нарушение все равно придется устранять в месячный срок. Поэтому чем больше нарушений вы исправите до начала проверки, тем меньше штрафов вы заплатите по ее итогам. Поставьте себе цель пройти проверку без штрафов и предписания. Она вполне осуществима.

Проверьте локальные акты на наличие необходимых сведений

При плановой проверке инспектор запросит у вас копии всех локальных актов. Есть такие акты, которые обязательны для любой компании. Если вы не представите их инспектору, он вас оштрафует.

Это: положения об оплате труда, о персональных данных работников, инструкции по охране труда и правила внутреннего трудового распорядка (далее — ПВТР).

Проверьте, есть ли у вас такие документы и в каком они состоянии.

//www.youtube.com/watch?v=8OvRLjjj2Y0

Некоторые компании разрабатывают специальные локальные акты с учетом особенностей своей деятельности.

Например, если компания применяет вахтовый метод, она разрабатывает локальный акт, который регламентирует порядок применения этого метода (ч. 4 ст. 297 ТК РФ).

Или положение о командировках — если направляет в них работников (ч. 4 ст. 168 ТК РФ). Отсутствие специальных локальных актов обернется для таких компаний штрафом.

Разберем типичные ошибки, характерные для всех локальных актов.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:

вам нужно предоставить инспектору только те документы, которые относятся к предмету проверки (ст. ст. 11, 12 и 15 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ; далее — Закон № 294-ФЗ). Предмет проверки ГИТ — соблюдение работодателем трудового законодательства (ст. 360 ТК РФ). Поэтому не передавайте инспектору документы по страховым взносам или налогам.

Ошибка № 1: локальные акты не согласованы с профсоюзом. Сначала инспектор проверит, учитывали ли вы мнение профсоюза, когда принимали локальные акты (ч. 1 ст. 372 ТК РФ). Обратите внимание, что если профсоюз объединяет менее половины работников компании, его мнение учитывать не нужно (ст. 37 ТК РФ).

Кроме того, учитывать мнение профсоюза по конкретному локальному акту вы обязаны, если закон это оговаривает. Например, правила внутреннего трудового распорядка принимают с учетом мнения профсоюза (ст. 190 ТК РФ). А вот положение о командировках согласовывать с профсоюзом вы не обязаны. Если только вы не оговорили это в коллективном договоре.

Насчет обязательных документов: проведите процедуру принятия локального акта заново, если профсоюз не принимал в этом участия.

Ошибка № 2: работники не ознакомлены с локальными актами. Затем инспектор выяснит, ознакомили ли вы работников до подписания трудовых договоров с теми локальными актами, которые связаны с их трудовой деятельностью (ч. 3 ст. 68 ТК РФ). А если после трудоустройства работников вы вносили в локальные акты изменения или издавали новые, то и с ними (ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

На практике компании знакомят работников с локальными актами тремя способами. Способ первый — компания ведет журнал, в котором работники расписываются об ознакомлении с локальными актами.

Способ второй — к каждому локальному акту компании подшивают ознакомительный лист. В нем работники расписываются о том, что ознакомились с конкретным локальным актом.

Этот способ удобен тем, что позволяет оперативно проверить, кто из работников ознакомлен с локальными актами, а кто нет.

Третий способ заключается в том, что работник в конце трудового договора расписывается об ознакомлении под списком локальных актов. Минус этого способа в том, что инспектор вправе будет затребовать у вас копии всех трудовых договоров. Иначе вы не сможете подтвердить, что ознакомили работников с локальными актами.

Если вы не ознакомили всех или часть работников с локальными актами, исправьте это. Подготовьте к каждому локальному акту ознакомительный лист либо оформите ознакомительный журнал и попросите работников в них расписаться.

Теперь поговорим об ошибках в ПВТР и положении об оплате труда. В этих локальных актах инспекторы находят множество недочетов.

Ошибка № 3: в ПВТР не прописана ответственность работодателя. Трудовой кодекс РФ оговаривает базовые положения, которые работодатели обязаны регламентировать в ПВТР (ч. 4 ст. 189 ТК РФ). Это: порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания.

Обычно компании не прописывают в ПВТР положения о своей ответственности (дисциплинарной, моральной и материальной). Это нарушение инспекторы выявляют в 9 из 10 плановых проверок.

Чтобы исправить нарушение, продублируйте в ПВТР положения глав 37 и 38 ТК РФ о материальной ответственности и ст. 237 ТК РФ о возмещении работнику морального вреда. Также пропишите порядок привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя компании, руководителей структурных подразделений и их заместителей (ст. 195 ТК РФ).

Ошибка № 4: в ПВТР не закреплен второй выходной день. Другая ошибка — работодатели не закрепляют в ПВТР второй выходной день при 5-дневной рабочей неделе (помимо общего выходного дня — воскресенья). Это нарушение ч. 2 ст. 111 ТК РФ. Второй выходной день вы вправе установить по своему усмотрению. В 99% компаний это суббота.

Теперь рассмотрим нерабочие праздничные дни. Многие работодатели годами используют одни и те же ПВТР, внося лишь небольшие дополнения и изменения. Но обычно они не учитывают последние изменения о нерабочих праздничных днях в ст. 112 ТК РФ. Последние изменения были в апреле 2012 года. В итоге новые праздники отсутствуют в ПВТР.

Сравните ваши ПВТР с положениями ст. 112 ТК РФ. Если есть разночтения, скорректируйте документ. Кроме того, советуем включите в ПВТР формулировку: «В случае внесения изменений в статью 112 Трудового кодекса РФ в части определения нерабочих праздничных дней применяются положения указанной статьи с внесенными изменениями».

Ошибка № 5: в ПВТР не указаны дни выплаты зарплаты.

 Закон требует, чтобы работодатели указывали дни выплаты заработной платы в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективных договорах, трудовых договорах (ч. 6 ст. 136 ТК РФ).

Поскольку документы перечислены через запятую, следует вывод, что дни выплаты нужно закреплять во всех этих документах. Роструд поддерживает этот вывод.

Цитируем документ
«Часть 6 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации носит императивный характер и обязывает работодателя устанавливать дни выплаты заработной платы как в правилах внутреннего трудового распорядка и коллективном договоре (при его наличии), так и в трудовых договорах работников» (письмо Роструда от 20.06.2014 № ПГ/6310-6-1).

Если вы закрепили дни выплаты зарплаты либо только в ПВТР, либо только в трудовых договорах, исправьте это.

Не забудьте проверить, соответствуют ли дни выплаты заработной платы ч. 6 ст. 136 ТК РФ. Данная норма говорит, что между выплатами частей зарплаты должно пройти не меньше полумесяца. Если вы установите иной период, инспектор оштрафует вас и обяжет скорректировать период.

Также работодатели часто вместо конкретных дней указывают периоды, в которые производится перечисление. Например, что зарплата выплачивается не позднее 20 числа текущего месяца и 5 числа месяца, следующего за отчетным. Это ошибка. Часть 6 ст.

136 ТК РФ требует указывать конкретные дни выплаты зарплаты. Пример безопасной формулировки: «20 числа текущего месяца работникам выплачивается первая часть заработной платы.

5 числа следующего месяца выплачивается окончательный расчет по заработной плате».

КОММЕНТАРИЙ

Трудовые инспекторы считают, что дни выплаты заработной платы надо указывать не только в ПВТР, но и в трудовых, а также коллективных договорах. Они объясняют это тем, что ч. 6 ст. 136 ТК РФ перечисляет названные документы через запятую.

Инспекторы штрафуют тех работодателей, которые закрепляют дни выплаты заработной платы только в одном из документов. Например, только в трудовых договорах или только в ПВТР.

Источник: //ot39.ru/blog/129-20-kadrovykh-oshibok-kotorye-inspektory-nakhodyat-pri

Юрист Лукин