Педагогический стаж работника Реабилитационного центра для детей-инвалидов

Анализ работы воспитателя социальной реабилитации для несовершеннолетних. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам – Маам.ру

Педагогический стаж работника Реабилитационного центра для детей-инвалидов

Юлия Заборянская
Анализ работы воспитателя социальной реабилитации для несовершеннолетних

Анализ

работы воспитателя социальной реабилитации

для несовершеннолетних

воспитателя Заборянской Юлии Александровны за 2017 год

Я работаю в ГКУ СО КК «Выселковский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних». Работаю по комплексной программе социальной реабилитации «От сердца к сердцу». Имею педагогический стаж 14 лет.

Работаю я воспитателем первой реабилитационной группе по семейному типу, возраст детей от 3 до 18 лет. Причины, в основном по которым поступают дети в реабилитационный центр: трудная жизненная ситуация, социально-опасное положение в семье.

Несовершеннолетние дети, поступив в СРЦН на социальную реабилитацию, социально и педагогически запущены. Многие имеют проблемы психологического характера, низкий уровень самооценки, высокий уровень тревожности.

В СРЦН поступают дети испуганные, недоверчивые, а зачастую –озлобленные, поэтому важнейшая задача мой как воспитателя –помочь ребенку жить в социуме, научить правильно общаться, чтобы он знал куда и к кому он может обратиться за помощью, научить самостоятельно преодолевать жизненные трудности. Одна из главных целей деятельности центра является профилактика безнадзорности и социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Как правило, у большей части несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и в социально-опасном положении имеются пробелы в знаниях, отсутствуют навыки самообслуживания, проблемы с выполнением культурно-гигиенических навыков.

В своей работе уделяю большое внимание формированию и развитию социальных знаний и навыков у воспитанников,которые необходимы в самостоятельной жизни:

– формирование санитарно-гигиенических навыков;

– формирование навыков правильного поведения;

– самообслуживания;

– формирование коммуникативных навыков;

– развитие познавательной сферы;

– развитие творческих способностей

Большинство несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, поступив в центр, не имеют элементарных представлений о гигиене и санитарном состоянии.

Моя задача как воспитателя состоит в том, что бы формировать санитарно-гигиенических навыки, привить положительные качества и они стали жизненной нормой для детей.

С помощью занятий: «Мойдодыр приходит в гости», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Предметы личной гигиены», а так же во время гигиенических процедур в индивидуальной работе с воспитанниками происходило формирование санитарно-гигиенических навыков.

В начале социальной реабилитации воспитанники не имели санитарно-гигиенических навыков, а в конце реабилитации такие навыки сформированы практически у всех.

Поступив в центр на реабилитацию, не все дети обладают коммуникативными навыками. Поэтому главной задачей в моей работепо формированию коммуникативных навыков считаю: научить правильному общению, сохраняя хорошие отношения с другими людьми и развивать коммуникабельность.

Мною были проведены занятия: «Хорошие и плохие поступки», «Что такое хорошо что такое плохо», «Вежливое слово». В занятия были включены игры и упражнения, с помощью которых ребята учились преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.

По отношению к взрослым и другим воспитанникам ребята стали относится уважительнее, увереннее, добрее. Формирование навыков правильного поведения осуществлялось с помощью просмотра презентаций, видеороликов, проведения занятий по воспитанию правильного поведения.

Мною были проведены занятия: «Культура поведения», «Правила поведения на дороге», «Правила поведения в обществе», «Правила поведения на природе».

В начале реабилитации уровень формирования культурного поведения у воспитанников низкий, а к концу реабилитации значительно вырос.

Одной из главных задач в работе с воспитанниками, считаю развитие у детей творческих способностей. За период нахождения в центре ребята учились рисовать, лепить, выполнять аппликации из природного, морского, бросового материала.

Так же ребята участвуют в инсценировках сказок, учатся самостоятельно распределять роли героев сказки, заучивают слова сказочных персонажей. Все это способствует развитию творческих способностей у воспитанников.

Все работы воспитанников фиксируются на фотографиях, подделки расставляются на стендах, хранятся в партофилиях.

В своей работе с детьми так же использую словесные, наглядные и практические методы и приёмы обучения и воспитания, позволяющие сделать непосредственно воспитательную деятельность познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной.

Для детей младшего возраста особое внимание уделяю художественной деятельности (развитию мелкой моторики пальцев рук, развитию ВПФ).

Для развития художественной деятельности у детей использую нетрадиционные техники работы рисования, пальчиками, тычком и печатками, что способствуют развитию у детей конструктивных и коммуникативных способностей при ознакомлении с окружающим миром.

Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка.

Дети получают знания, умения, навыки; также происходит закрепление информации, полученной на занятиях по развитию речи, экологии, рисованию, расширяются возможности изобразительной деятельности детей. Работы детей принимали участие в выставках центра.

Так же дети участвуют в инсценировках сказок, заучивают слова сказочных персонажей. Все это способствует развитию творческих способностей у воспитанников.

С окружающим миром воспитанников знакомлю на целевых прогулках, экскурсиях. Очень важно, что бы дети в дальнейшем развивались и совершенствовали. Для этого им необходимо привить познавательный интерес и любознательность.

Эти качества способствуют воспитанникам освоится в дальнейшей самостоятельной жизни, помогут найти выход из любой ситуации. Формирование этих социальных качеств происходит во время различных познавательных занятиях.

Для формирования таких социальных качеств у меня разработанызанятия которые делятся по блокам:

1. Личность

2. Профессия

3. Семья

По направлениям:

4. Трудовое воспитание

5. Физическое воспитание

7. Эстетическое воспитание

На реабилитацию поступают дети с разным уровнем физического, психического и интеллектуального развития, много педагогически запущенных детей.Практически все дети имеют проблемы психологического характера: низкий уровень самооценки, высокий уровень тревожности.

Своим воспитанникам прививаю мысль, что учёба – их главный труд. Как правило, поступающие в центр дети педагогически запущены.

Они имеют низкую успеваемость по причине частых пропусков уроков, ненадлежащего контроля и отсутствия помощи в выполнении домашних заданий со стороны родителей.

В целях улучшения качества знаний, умений и навыков по общеобразовательным предметам регулярно оказываю помощь воспитанницам в приготовлении домашних заданий. Результатом работы является повышение учебной мотивации, улучшение знаний по предмету.

23февраля мною проводилось праздничное мероприятие, посвященное празднику «23 Февраля». В этом мероприятии были

задействованы воспитанники всех семейных групп.

Ребята исполняли песни «Шли солдаты на войну»«Маленький катерок», «Быть мужчиной», читали стихотворения наизусть, мальчики танцевали танец «Солдаты», а девочки спели рэп.

Так же с детьми были проведены конкурсы, те воспитанники, кто принимал активное участие, выигрывали сюрпризы и подарки.

В своей работетесно сотрудничаю со специалистами: педагог-психолог, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, и другими. В совместной и самостоятельной деятельности использую ИКТ. В работе использую сведения, найденные на педагогических сайтах Интернета.

Свой профессиональный уровень повышаю через изучение опыта работы коллег центра, посещение методических объединений, педагогических советов, открытых занятий.Для себя я наметила перспективу дальнейшего развития: продолжение самообразования, посещение педагогических семинаров, методических объединений.

Поставленные мною цели и задачи в процессе работы воспитанниками выполняются. Основные задач, которые ставлю перед собой в будущем,это: продолжение самообразования, посещение педагогических семинаров, методических объединений педагогов, изучение опыта коллег из различных учреждений, профессиональный рост.

Источник: //www.maam.ru/detskijsad/analiz-raboty.html

Виды реабилитации детей-инвалидов

Педагогический стаж работника Реабилитационного центра для детей-инвалидов

Реабилитация детей с инвалидностью – единственный способ адаптировать их к реалиям общества. Выполнение программы, разработанной по результатам медико-социальной экспертизы, ведет к частичному или полному преодолению ограничений физического характера. Иногда удается достичь такого состояния здоровья ребенка, при котором он смог бы безболезненно пройти социализацию.

Реабилитация детей-инвалидов – что это?

Реабилитация – это система мер, принятие которых помогает людям с ограниченными возможностями здоровья начать вести нормальный образ жизни. Получить образование, работать и быть полноправным членом социума – вот цели, которых можно достигнуть.

Цель реабилитационных мероприятий в отношении ребенка состоит в восстановлении его социального положения. Не менее важно достигнуть такого уровня материальной независимости, когда с адаптацией в обществе уже не будет возникать проблем.

Одно из главных препятствий на пути реабилитации детей-инвалидов заключается в сниженной (или полностью отсутствующей) мобильности, в замкнутости (отсутствии сильного желания контактировать с внешним миром). Поэтому на решение задачи раскрытия их потенциала должны направляться все усилия участников восстановительного процесса. Ребенку-инвалиду нужно создать наиболее комфортные условия существования.

Обеспечение адекватных условий для медицинской и психологической поддержки ребенка с инвалидностью, а также для оказания адекватной социальной помощи – одна из приоритетных задач государственной политики.

В качестве нормативной базы здесь выступают, прежде всего, Декларация о правах ребенка и Декларация о правах инвалидов.

Вопрос о социальной защите раскрывается и в ряде Федеральных законов нашей страны (среди них ФЗ № 181, ФЗ № 419 и ФЗ № 166).

Существует несколько видов реабилитации для тех лиц, которые по состоянию здоровья ограничены в своих возможностях. А именно:

  • медицинская;
  • социальная;
  • психологическая;
  • профессиональная;
  • физическая.

Имеет смысл говорить и о комплексной реабилитации, которая включает в себя все основные направления восстановительной работы с ребенком.

Медицинская

Весь комплекс мероприятий, реализуемый с целью уменьшения воздействия на организм той патологии, которая и вызвала ограничения, называется медицинской реабилитацией детей инвалидов.

Поскольку медицинская помощь представляет собой один из пунктов адаптационной политики государства, она оказывается бесплатно и в полном соответствии с законодательством. Главное, что дает медицинская реабилитация – это улучшение физического состояния ребенка.

Впоследствии на этой основе становится легче проводить развивающие мероприятия, к примеру, обучение.

Социальная

Социальная реабилитация детей инвалидов предполагает длительную работу в направлении как можно более полной адаптации ребенка в обществе. Предполагаются следующие шаги:

  • подготовка к получению образования и зачислению в учебное заведение особого типа;
  • развитие физических и духовных задатков;
  • создание условий, позволяющих наиболее полно принимать участие в жизни социума;
  • улучшение условий проживания;
  • формирование оптимального и комфортного контакта с окружающим миром;
  • организация досуга;
  • проведение мероприятий развлекательного характера;
  • полноценное подключение к процессу реабилитации родных и близких.

Социальные службы призваны работать в направлении выравнивания возможностей детей-инвалидов.

Подключая к процессу родителей и ближайшее окружение, можно ожидать более объективной оценки способностей инвалида с их стороны и, как следствие, большей социальной активности.

Именно благодаря социальной реабилитации удается планомерно и безболезненно включать детей инвалидов в деятельность общества.

Психологическая

Поскольку психологическая составляющая мироощущения ребенка определяется родительским отношением, работу психологов необходимо ориентировать и на взрослых.

Первая задача, которую приходится решать в рамках психологической реабилитации, заключается в определении того, как именно родители видят сложившуюся в семье ситуацию.

Вполне вероятно, что позиция матерей и отцов по этому вопросу потребует корректировки.

Доверительные отношения, адекватная родительская точка зрения на происходящее послужат адекватному становлению ребенка. Психология взаимоотношений в семье с инвалидом – сложная тема, исследования которой ведутся до сих пор. Имеющиеся наработки позволяют правильно организовать реабилитационные мероприятия, которые могут проводиться в различной форме:

  • точечная психологическая помощь;
  • консультации;
  • беседы;
  • психологические тренинги;
  • ролевые игры.

Комплексная

Сочетание всех вариантов реабилитации воплощается благодаря комплексному подходу. Он относится к числу наиболее адекватных подходов, когда речь заходит о ребенке и его социализации. Последовательность мероприятий и тесный контакт родителей, врачей, педагогов, логопедов и иных специалистов позволяют добиться весомых результатов.

Составляемая по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ) индивидуальная программа реабилитации должна быть комплексной. Только благодаря сочетанию психологических, медикаментозных и физических методов удается добиться многофакторного восстановления несовершеннолетнего инвалида.

Если речь идет о семейной реабилитации (проводится в домашних условиях), то в рамках комплексного подхода в нашей стране реализуется практика домашнего визитирования.

Родители постоянно получают поддержку врачей, психологов и соцработников, которые при посещении каждой семьи наблюдают и при необходимости корректируют работу по восстановлению ребенка.

Такая программа позволяет преодолеть социальный вакуум, который часто становится неизбежным следствием инвалидности человека.

Адаптационное обучение инвалида и его семьи

Социально-бытовая адаптация включает в себя и процесс обучения. В нем помимо родителей и самого ребенка участвуют:

  • социальный работник;
  • психолог;
  • врач по реабилитации.

Регулярные занятия, продолжительность которых составляет от одной до двух недель, направлены на то, чтобы обучить ребенка вместе с его семьей.

Сроки обучения определяются разработанной индивидуальной программой реабилитации, поэтому они меняются в зависимости от конкретного случая.

Разбираемые на лекциях вопросы затрагивают разные темы: от особенностей течения основного заболевания до методов ухода за ним и видов технических средств реабилитации.

Итогом обучения становятся знания, навыки и умения, которые необходимы как самому ребенку с инвалидностью, так и его родителям. Формирование групп производится с прицелом на конкретное заболевание (нозологический принцип).

Сколько нужно детей-инвалидов для реабилитационного центра

Свод правил, посвященный реабилитационным центрам, определяет их величину из расчета 100 мест на тысячу детей-инвалидов, проживающих в городе или районе. Ответ на вопрос о том, сколько же должно быть койко-мест в заведении, находится в том же своде правил.

Центр будет отвечать своему названию, когда минимальная планка установлена на отметке в 50 мест, максимальная составляет 300 мест. Только при соблюдении таких условий заведение, главная задача которого состоит в реабилитации детей с установленной инвалидностью, получает право претендовать на статус центра.

Показатель вместимости центра определяется с учетом количества мест в стационарах (дневном и круглосуточном).

Заключение

Реабилитационные мероприятия дадут результат только при подходе, включающем в себя медицинские, социальные, психологические и иные аспекты. Участие врачей, психологов и родителей в процессе восстановления ребенка – это то, без чего не обойтись. Без тщательно разработанной программы добиться социальной адаптации будет гораздо сложнее.

Источник: //ProInvalid.ru/reabilitatsiya/vidy-dlya-detej-invalidov

О назначении льготной пенсии педагогическим работникам

Педагогический стаж работника Реабилитационного центра для детей-инвалидов
May 25, 2017 · 5 min readФото с сайта taking-offence.

Сегодня не существует такого понятия как пенсия за выслугу лет педагогическим работникам.

Данная категория работников осуществляет свою деятельность в особых условиях труда. Поэтому для нее предусмотрен ряд государственных привилегий.

Государство гарантирует педагогам возможность выйти на заслуженный отдых раньше большинства работающих граждан.

Ввиду многочисленных изменений, каждый педагог задается вопросом: каким теперь станет льготный стаж?

Отметим, что льготная пенсия имеет сходство с трудовой пенсией по старости. Однако получить ее имеет право тот работник, рабочая деятельность которого подпадает под определенные условия.

Ранее пенсия для педагогов начислялась с учетом выслуги лет. Выходить на пенсионный отдых, согласно законодательству, можно было в том случае, если стаж работы был не менее 25 лет.

С введением страхования пенсионных взносов, обязательных для всех граждан, пенсионные начисления перестали насчитываться с учетом выслуги лет. Стали использоваться новые правила исчислений: учитывается льготный стаж работников, а право досрочно уходить на пенсию так и осталось за педагогами.

Нормативная база

Чтобы учесть все нюансы пенсионной реформы, необходимо понять, какое законодательство регулирует данную деятельность.

Для оформления льготной педагогической пенсии на 2017 год актуальны следующие законодательные акты:

Внимание! Теперь в 25 лет стажа входят те годы, которые человек потратил на собственное образование, но если педагогическая деятельность осуществлялась им до момента начала учебы и после ее окончания. Также если человек до 2016 года работал в педагогическом учреждении, соответствующему списку льготных категорий, то в стаж войдет вся выполняемая работа.

Не все категории педагогических работников могут обладать правом на льготную пенсию

Государство определило круг должностей работников образования, которые имеют такое право:

  • директор;
  • заместители руководителя, занимающиеся осуществлением образовательного процесса;
  • заведующий учебной частью;
  • помощник директора по режиму;
  • старший дежурный по режиму;
  • дежурный по режиму;
  • преподаватель;
  • старший преподаватель;
  • воспитатели детского сада всех уровней;
  • учителя школ, педагоги и методисты с совмещением должности воспитателя;
  • мастер производственного обучения;
  • специалисты — устроители внеурочных мероприятий;
  • педагоги, являющиеся одновременно психологами;
  • логопеды, учителя, исполняющие обязанности логопеда;
  • учителя музыкальных школ, физического воспитания, социальные педагоги, преподаватели, ведущие тренерскую деятельность;
  • педагоги, работающие по дополнительным образовательным программам;
  • отдельные специалисты.

Важно отметить, что льготная пенсия будет назначена только при условии, если педагог отработал не менее 25 лет в конкретном образовательном учреждении:

  • начальные, средние школы, специализированные лицеи и гимназии;
  • общеобразовательные школы для детей-сирот, детей с физическими, психическими дефектами, отстающими в развитии;
  • кадетский корпус;
  • военно-морские училища;
  • детские дома;
  • интернаты для детей, не достигших совершеннолетия;
  • школы санаторного типа;
  • детские сады и ясли;
  • образовательные центры для одаренных детей;
  • коррекционные и специальные образовательные учреждения всех типов, включая закрытого типа;
  • учреждения начального и среднего профобразования, включая училища, техникумы;
  • школы по специальным направлениям, например, музыкальные или художественные;
  • диагностические центры;
  • реабилитационные центры для выздоравливающих детей после перенесенных травм и заболеваний;
  • учреждения дополнительного образования.

Внимание! Необходимо сверить, правильно ли в трудовой книжке записана ваша должность. Зачастую противоречия могут привести к конфликтным ситуациям с работодателем, а иногда и к судебному спору.

Условия назначения

Для того, чтобы реализовать возможность выйти на заслуженный отдых раньше обычного срока необходимо выдержать следующие условия:

  • стаж работы не менее 25 лет и необходимый пенсионный коэффициент;
  • выполнение работы на протяжении полного рабочего дня, за которую отчислялись страховые взносы. Выплата взносов касается и больничных периодов. Обычно минимальное количество часов работы в год — 240, в средней школе — 360. Иное количество может быть в начальной и в сельских школах;
  • должность педагога и его место работы должно быть внесено в специальный государственный реестр.

Что понимается под формулировкой«полный рабочий день»?

Необходимо понимать, что для выхода на пенсию досрочно педагог должен отработать определенное количество часов, предусмотренное в полной ставке по выплате заработной платы.

Давайте разберем некоторые категории педагогических работников.

Не менее 36 часов за рабочую неделю должны отработать:

  • учителя, преподающие психологию;
  • преподаватели, занимающиеся физическим и трудовым воспитанием детей;
  • работники библиотек и специальные методисты.

Не менее 30 часов за трудовую неделю воспитатели детских образовательных учреждений.

Около 25 часов и более должны в течение недели отработать учителя, обучая детей с ОВЗ.

Не менее 20 трудовых часов еженедельно должно быть отработаны логопедами, дефектологами, которые ведут свою деятельность в школьных или дошкольных учреждениях.

Для некоторых педагогических работников предусмотрена индивидуальная система зачета стажа. Это относится к:

  • заведующим детских домов и интернатов;
  • учителям музыки;
  • преподавателям младших классов, которые ведут свою деятельность в сельской местности.

Что не входит в стаж?

  • отпускной учебный период;
  • неоплачиваемый отпуск;
  • период по уходу за новорожденным или инвалидом (исключение: в стаж работы включаются отпуска по уходу за ребенком до 3 лет, имевшие место до 6 октября 1992 года);
  • невыход на работу без уважительных причин;
  • временный переход на другую работу или подработку.

Внимание! Если педагог начал свою деятельность до 1 сентября 2000 года, то этот период будет учитываться полностью при назначении льготной пенсии. Главное условие — наличие соответствующих записей в трудовой книжке.

Процедура оформления

Для оформления льготной пенсии, педагогическому работнику необходимо обратиться в региональное отделение Пенсионного фонда РФ (либо по месту прописки) со следующим списком документов:

  • паспорт гражданина РФ;
  • трудовая книжка;
  • военный билет (для мужчин);
  • свидетельство о регистрации рождения ребенка;
  • СНИЛС;
  • заявление на досрочные льготы;
  • справки о доходах за последний год;
  • уточняющая справка.

Документы для оформления льготной пенсии можно подавать лично, через представителя или воспользоваться электронной системой. Срок рассмотрения заявления — до 10 дней.

Следует отметить, что при назначении досрочной пенсии педагогическим работникам возникает много вопросов по подтверждению льготного стажа. Поэтому лучше заблаговременно обратиться в территориальный орган ПФР.

Распространенные ошибки

Наиболее распространенная категория споров сегодня — отказ в досрочном назначении пенсии. Из-за неправильного учета отдельных периодов работы может возникнуть «нехватка» стажа.

Зачастую работодатели виноваты в том, что сотрудники ПФР не приняли в расчет тот или иной период работы (такое может случаться со спорными периодами). Это происходит вследствие того, что указанные названия не соответствуют официальным.

Внимание! Педагог, продолжающий работать в образовательной организации, может не использовать право на получение пенсионных выплат досрочно. Однако право на их применение остается за ним в обязательном порядке.

Таким образом, можно проследить ряд некоторых изменений в пенсионной реформе, применимых для педагогических работников с 2017 года. Эффективность таких изменений пока остается под вопросом…

“,”author”:”Алина Ульянова”,”date_published”:”2017-05-25T10:01:01.214Z”,”lead_image_url”:”//miro.medium.com/max/1024/1*l7CVEqlI9Xxl-2FnCgvPng.jpeg”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”//medium.com/direktoria-online/pensia-e5fc41204067″,”domain”:”medium.com”,”excerpt”:”Пенсионная реформа вызвала много шума. Еще не все успели вникнуть в суть изменений, которые во многом затрагивают работников образования…”,”word_count”:868,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: //medium.com/direktoria-online/pensia-e5fc41204067

Правила реабилитации детей-инвалидов

Педагогический стаж работника Реабилитационного центра для детей-инвалидов

Инвалидность подразумевает, что у её обладателя диагностированы хронические проблемы со здоровьем, то есть присутствует травма или сложное заболевание. Причём данные состояния ограничивают жизнедеятельность человека, социальную активность.

Что касается детей-инвалидов, они, как правило, не способны контролировать свои реакции и поведение из-за  серьёзных умственных, психоневрологических и/или физических отклонений от нормы. Самообслуживание, общение со сверстниками для них тоже затруднительно, а обучение и дальнейшая работа порой даже неосуществимы.

Учитывая всё это, государство создаёт различные возможности для реабилитации детей с инвалидностью. Далее раскроем тему подробней.

Понимание и направления реабилитации детей-инвалидов

По оценкам специалистов в РФ зарегистрировано более 600 000 несовершеннолетних с рассматриваемым статусом.

При этом ежегодно цифра увеличивается из-за нездоровья молодых родителей, социально-бытовых проблем, плохой экологической обстановки и по иным причинам.

Поэтому для обеспечения условий, в которых дети-инвалиды смогут жить максимально полноценно с учётом своих особенностей и ограничений, создана система по реабилитации.

Реабилитация, фактически, это комплекс мер, призванных помочь травмированным или больным гражданам с ограниченными возможностями здоровья, чтобы у них появилась возможность учиться, быть занятыми на работе, нормально жить и полноценно участвовать в жизни социума. Условно реабилитация делится на:

– медицинскую — здесь речь идёт о мероприятиях, которые должны уменьшить влияние патологии-провокатора инвалидности на организм;

– физическую — подразумевается исправление, восстановление или компенсация утраченных физ. возможностей организма за счёт адаптивной и лечебной физкультуры;

– психологическая — состоит в комплексе особых мер, с помощью которых создаётся психологическая среда, чтобы инвалиду было комфортно жить в обществе и в целом;

– социальная — элемент психологической направленности, способствующий самостоятельности человека с ОВЗ, его адаптации в социальном плане;

– профессиональная — в данном случае имеется ввиду обеспечение лицам с инвалидностью конкурентоспособного образования и развитие навыков проф. деятельности для трудоустройства.

Перечисленные действия для ребёнка-инвалида в полной мере могут быть реализованы только на основании индивидуальной программы реабилитации (ИПР) и плана со всеми актуальными направлениями в них. ИПР выдают по результатам проведения медико-социальной экспертизы.

В стандартной программе (с 2005 года) указана информация о ребёнке-инвалиде, выявленном у него заболевании, установленной степени ограничений и о группе инвалидности. Здесь прописаны также виды и объёмы, порядок и сроки осуществления реабилитационных мероприятий медицинской, физической, психолого-педагогической направленности. 

В последнем случае подразумевается:

– получение ребёнком-инвалидом дошкольного и школьного образования;

– психолого-педагогическую работа с целью коррекции соответствующих нарушений;

– предоставление для обучения необходимого материально-ресурсного оснащения.

– патронаж семьи и, если требуется, консультирование родителей по вопросам адаптации больного ребёнка (и не только), оказание психологической поддержки;

Законы РФ о реабилитации детей-инвалидов

На сегодняшний день в социальной гос. политике тематика адаптации и комплексной реабилитации детей инвалидов занимает одно из приоритетных мест. Во многом это объясняется интеграцией в мировое сообщество, где соблюдение свобод и права людей с ОВЗ давно является признаком цивилизованного общества и нормой. Кроме того, не стоит забывать об увеличении числа больных детей.  

В любом случае в РФ реабилитационные мероприятия проводятся с опорой на Декларацию о правах ребёнка и Декларацию о правах инвалидов ООН. В обозначенных документах зафиксировано право не достигших совершеннолетия инвалидов на экономическое и социальное 

обеспечение удовлетворительных условий жизни. Им гарантированы психологическая и медицинская поддержка, возможности учиться, проявлять свои способности и готовиться к трудовой деятельности.

Плюс, реабилитация и соцзащита детей с ОВЗ базируются на Конституции РФ и Федеральных законах «О социальной защите инвалидов РФ», «Об основных гарантиях прав ребёнка», «Об образовании», «О социальном обслуживании пожилых граждан и инвалидов в РФ». Дополнительно рассматриваемую тему регулируют специальные указы Президента страны и федеральные целевые программы, созданные для оказания социальной помощи лицам с ОВЗ, улучшения условий их жизни.

Социальная реабилитация детей-инвалидов

Чтобы ребёнок с инвалидностью имел представления об обществе, его ценностях, культуре, принятых нормах поведения, в целом развился, получил образование, был воспитан правильно, умел взаимодействовать с окружающими, разработан комплекс мер по социальной реабилитации. Благодаря различным мероприятиям дети с ОВЗ также должны стать более самостоятельными, освоить бытовую ориентацию и самообслуживание.

А так как дети-инвалиды в основном изолированы от сверстников, не могут или с большими трудностями посещают объекты исторического и культурного наследия, главной задачей социальной реабилитации становится организация среды и пространства, где ребёнок сумеет развить и проявить заложенные умения, окажется вовлечённым в общение с другими детьми, с окружающим миром.

Следует принять во внимание, что в реабилитации несовершеннолетних инвалидов должно активно развиваться не только медицинское направление. Конечно, терапия заболеваний и их профилактика жизненно необходимы, однако это не должно способствовать обособлению детей с ОВЗ в отдельные школы по признакам проблем со здоровьем.

Хотя долгие годы имела место практика помещения инвалидов не только в спецшколы, но и в закрытые лечебные учреждения, санатории и тд, сегодня с помощью соцреабилитации стремятся интегрировать особенных детей в одно пространство со здоровыми, чтобы преодолеть неприятие, страх, комплексы и способствовать раскрытию потенциала.

Для более успешной интеграции инвалидов уделяют внимание:

– облегчению и улучшению условий их быта за счёт использования бытовых приборов и технических средств;

– созданию особых условий для практического взаимодействия в социуме;

– восстановлению и развитию физ. возможностей;

– подготовке к процессу обучения и рекомендациям по выбору подходящего ОУ;

– реализации их творческих способностей;

– организации пространства и досуга, чтобы было комфортно посещать музеи, культурные мероприятия, развивающие центры и тд;

– психологической поддержке, актуальной как для детей-инвалидов, так и для их родителей, родственников.

Рассмотренные виды деятельности призваны помочь ребёнку с инвалидностью и его близким влиться в общественную среду, стать её частью.

Реабилитация детей-инвалидов в домашних условиях

Если родители желают, чтобы их ребёнок проходил реабилитацию дома, первым делом нужно посоветоваться с лечащим врачом. Не лишними будут консультации с психоневрологом и педагогом. Мед. специалисты и педагоги должны исследовать состояние инвалида, а также дать оценку его физическим и интеллектуальным возможностям, зафиксировать степень ограничений и развития моторики.

По итогу формируется индивидуальная программа занятий, причём на начальном этапе допустимо выполнения большей части заданий совместно с обычными задачами по уходу за ребёнком. Например, в процессе повседневной заботы можно развивать у детей-инвалидов навыки самообслуживания, самостоятельности, способствуя параллельно его физическому развитию.

Важно, чтобы надомные занятия радовали ребёнка и в то же время являлись успешными. Для достижения этих целей эксперты советуют придерживаться следующих принципов:

– давать небольшие задания;

– развивать сохранные функции с помощью комплекса упражнений;

– чередовать виды деятельности, избегая однообразия и монотонности;

– новые задачи перемежать с простыми и освоенными, чтобы после приложения усилий ребёнок мог немного расслабиться;

– оценивать достигнутые результаты положительно, поощряя ребёнка и при необходимости оказывая поддержку (если он не может сделать что-то сам);

– придерживаться скорректированного педагогом, составленного минимум на две недели плана.

При всех преимуществах домашней реабилитации родителям следует подготовиться к капризам ребёнка-инвалида, его нежеланию выполнять задания и к другим возможным трудностям.

Реабилитационные центры для детей-инвалидов

Восстановительные мероприятия в комплексе, то есть по требуемым направлениям, реализуются в специальных реабилитационных центрах. В них есть все условия для социальной, педагогической, физической и медицинской реабилитации ребёнка с инвалидностью.

Ещё здесь предоставляется помощь психологического характера членам семьи несовершеннолетнего с ОВЗ. К примеру, родителей консультируют, обучают методам воспитания, вводят в круг поддержки и общения с такими же людьми

Ключевыми задачами центра являются всесторонняя реабилитация детей-инвалидов, их социальная адаптация детей, создание подходящей среды и благоприятного климата (в семье, между детьми). В реабилитационных центрах за дело берутся квалифицированные специалисты, начиная от врачей и заканчивая тренерами. Это гарантирует реализацию индивидуальных способов работы с каждым ребёнком-инвалидом.

Плюс, в подобных центрах проводят культурно-просветительские, культурные, спортивные и другие мероприятия с учётом особенностей учащихся. Нередко к участию приглашают родителей и здоровых детей, что позволяет всем вовлечённым в процесс обрести уникальный опыт общения и не только.

Источник: //doorinworld.ru/publikaczii/pravila-reabilitatsii-detey-invalidov

Юрист Лукин