Какое решение будет принято судом в отношении обжалования отказа в регистрации в качестве кандидата?

Введено обязательное досудебное обжалование отказов в регистрации // Кому это нужно?

Какое решение будет принято судом в отношении обжалования отказа в регистрации в качестве кандидата?

Во вторник опубликован закон о введении обязательного досудебного обжалования отказов в регистрации — Федеральный закон от 21.07.2014 № 241-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Закон вступает в силу 22 августа 2014 г.

Согласно новому закону решения об отказе в регистрации могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий регистрирующий орган. Решения о регистрации организаций могут обжаловаться как в судебном порядке, так и путем подачи жалоб в вышестоящие регистрирующие органы. Таким образом, для обжалования отказа теперь обязательно нужно сначала подать жалобу в вышестоящий регистрирующий орган (УФНС по региону), дождаться решения по этой жалобе и только после этого, если необходимый результат не достигнут, подать жалобу в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Центральный аппарат ФНС) и/или иск в суд. Давайте рассмотрим вводимую процедуру обжалования отказов подробнее.

Срок давности

Подать жалобу заявитель имеет право в течение 3 месяцев с момента получения решения об отказе в регистрации.

Куда подавать жалобу

Жалобу на действия территориального регистрирующего органа можно подать либо в вышестоящий регистрирующий орган (и тогда он самостоятельно будет запрашивать необходимые дополнительные документы в нижестоящем регистрирующем органе, с добавлением 10 рабочих дней на запрос этих документов), либо в регистрирующий орган, который вынес решение об отказе в регистрации (и он в течение 3 рабочих дней сам перешлет жалобу и необходимые документы из рег. дела в вышестоящий регистрирующий орган). По срокам второй вариант предпочтительнее (3 рабочих дня против 10), хотя и вызывает некоторые опасения в части попыток виновного регистрирующего органа как-то замять дело, скрыть факт обращения заявителя с жалобой и т.п.

Результат

Вышестоящий регистрирующий орган (УФНС) / уполномоченный федеральный орган (ФНС) может вынести три вида решений:
— об оставлении жалобы без рассмотрения (из-за нарушений процедуры подачи жалобы);
— об отмене решения регистрирующего органа;
— об оставлении жалобы без удовлетворения.

Сроки процедур

Если жалоба оставляется без рассмотрения по формальным основаниям, то на принятие соответствующего решения отводится 5 рабочих дней, на сообщение заявителю — 3 рабочих дня. Итого почти 2 недели, не считая работы Почты России.

На рассмотрение и принятие решения по жалобе (отменить решение нижестоящего органа или оставить его без изменения) отводится 15 рабочих дней плюс 10 рабочих дней на запрос дополнительных документов от нижестоящего органа или заявителя (а запрос необходим в большинстве случаев), плюс 1 рабочий день на вручение или направление решения заявителю и в нижестоящий регистрирующий орган.
Итого получается почти целый календарный месяц, без учета временных затрат на почтовую доставку решения до заявителя.

Далее, если вышестоящий орган принял решение об отмене решения территориального органа об отказе в регистрации, регистрирующий орган обязан вынести новое решение и внести запись в ЕГРЮЛ в срок не более чем 5 рабочих дней со дня получения решения вышестоящего органа. (Будем надеяться, что внутри системы решения будут направляться не по Почте России, а по внутренней системе электронного документооборота, что повысит оперативность реализации распоряжений.)

При этом желательно, чтобы после получения отказа в регистрации в ЕГРЮЛ не вносились иные изменения, которые могут стать препятствием для внесения изменений по жалобе; если возникнут противоречия в записях ЕГРЮЛ, то регистрирующий орган вынесет решение об отказе в регистрации данной корректировки.

Если же вышестоящий орган принял решение об оставлении жалобы без удовлетворения, заявитель получает право обратиться в суд или в ФНС России.

При этом сроки рассмотрения новой жалобы ФНС будут такими же, как и по первому этапу. Подать пакет на рассмотрение ФНС можно также через территориальный регистрирующий орган.

Срок для обращения в ЦА ФНС или в суд исчисляется с момента получения заявителем уведомления о принятом решении или самого решения вышестоящего регистрирующего органа (об оставлении решения территориального регистрирующего органа без изменения), либо, если решение вышестоящим органом в установленный срок не принято (не получено заявителем) — со дня истечения 25 рабочих дней с момента подачи жалобы (если дополнительные документы не предоставлялись), либо 25 рабочих дней с момента получения заявителем решения о продлении срока рассмотрения жалобы (в связи с запросом дополнительных документов).

Цели, плюсы и минусы

Из Пояснительной записки к законопроекту: «Обязательность прохождения стадии досудебного урегулирования споров будет стимулировать заинтересованных лиц к разрешению внутри системы регистрирующих органов возникших конфликтов в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, позволит существенно уменьшить количество рассматриваемых споров в судах, а также расширит возможности для заинтересованных лиц в реализации своих прав и законных интересов. Лица, не согласные с отказом в государственной регистрации и заинтересованные в скорейшем внесении сведений в государственные реестры, получат дополнительное средство для менее затратного (нет судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, а также издержек, связанных с оплатой услуг представителей) и более быстрого (15 дней) способа защиты своих прав». Таким образом, по замыслу авторов, процедура вводится в первую очередь для упрощения механизма обжалования решений регистрирующих органов, повышения оперативности и эффективности рассмотрения споров об отказах, снижения расходов на обжалование (пошлины, время, работа представителей) и разгрузки судов от этих специфичных разбирательств.

Конечно, по срокам все не так радужно, как описывают авторы, ибо 15 рабочими днями вряд ли какое-то рассмотрение может обойтись, так как редко какой спор можно рассматривать без запроса документов из территориального регистрирующего органа; таким образом, время разбора ситуации (как мы уже рассчитывали выше) составит около месяца плюс еще неделя на внесение в реестр изменений территориальным регистрирующим органом.

Полтора месяца —это довольно большой срок для компаний, у которых горят сделки и работа которых заблокирована из-за неправомерных действий регистрирующего органа.

Заявители же, которые хотят оспорить позицию не только территориального регоргана, но и вышестоящего органа и ФНС, в любом случае потратят это время впустую. Поэтому, конечно, с этих позиций сложно воспринимать новый порядок положительно.

Но с другой стороны, при условии, если сохранится тот проактивный подход к рассмотрению жалоб, который мы видим в большинстве случаев при взаимодействии с представителями Управлений ФНС по регионам и особенно Центрального аппарата ФНС, можно смело надеяться, что обоснованные претензии будут в основном справедливо разрешаться в досудебном порядке, в результате чего произвол в территориальных регистрирующих органах на местах сократится и заявителей перестанут злорадно посылать в суд с уверенностью в собственной безнаказанности. Положительным моментом станет повышение информированности вышестоящих органов о работе нижестоящих за счет более широкого применения процедуры, то есть более глубокий контроль качества и синхронизация работы сети регистрирующих органов. Сейчас механизмом отправки жалоб в вышестоящие регистрирующие органы пользуются только самые продвинутые заявители, главным образом с подачи юристов и профессиональных регистраторов. При этом иногда в ответ на жалобы вышестоящий орган отвечает отпиской, все-таки перепосылая заявителя в суд (заявляя об отсутствии права на отмену отказа в регистрации иначе, как в судебном порядке) или поддерживая территориальный орган, несмотря на всю абсурдность и неправомерность его позиции. Тем не менее, на наш взгляд, процедура урегулирования конфликтов с использованием механизма обращений в вышестоящие регистрирующие органы хорошо себя зарекомендовала, и после придания этой процедуре официального статуса она сможет выступить действенным рычагом повышения качества оказываемых ФНС услуг и налаживания взаимоотношений между госорганами и бизнесом.

Основной минус этой системы — его растянутость во времени.

Принимая во внимание происходящий перевод работы регистрирующих органов на электронные рельсы со сканированием всей входящей документации, сроки рассмотрения жалоб можно было бы сократить с 25 до 10–15 рабочих дней, с учетом времени на предоставление необходимых бумажных документов (вышестоящий регистрирующий орган мог бы получить прямой доступ к сканам всех предоставленных для регистрации документов и запрашивать документы в бумажном виде только в случае каких-то технических сбоев в сканировании).

Еще один важный момент. Новый механизм предусматривает, что при подаче жалобы через Интернет она должна быть подписана электронной цифровой подписью (ЭЦП) заявителя или его представителя.
(Сейчас подать жалобу через сайт ФНС можно без дополнительного электронного удостоверения личности: //nalog.ru/rn77/service/obr_fts/.

)
А так как электронная подача имеет огромное преимущество перед бумажной в части оперативности подачи и получения уведомлений о ходе рассмотрения жалобы (по e-mail), необходимость получения представителями компаний личных ЭЦП становится все более очевидной.

Что ж, будем надеяться, что новый порядок оправдает возлагаемые на него надежды, мы будем следить за развитием событий.

Источник: //zakon.ru/Blogs/vvedeno_obyazatelnoe_dosudebnoe_obzhalovanie_otkazov_v_registracii__komu_eto_nuzhno/12971

Статья 80. Основания для отказа в регистрации кандидата, отмены регистрации зарегистрированного кандидата | ГАРАНТ

Какое решение будет принято судом в отношении обжалования отказа в регистрации в качестве кандидата?

Статья 80. Основания для отказа в регистрации кандидата, отмены регистрации зарегистрированного кандидата

1.

В случае нарушения кандидатом, зарегистрированным кандидатом настоящего Федерального закона Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе вынести этим кандидату, зарегистрированному кандидату предупреждение, которое доводится до избирателей через средства массовой информации либо иным способом. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе принять решение об отказе в регистрации кандидата, об отмене регистрации зарегистрированного кандидата, об отмене решения об итогах ания, о результатах выборов и в том случае, если такое предупреждение ею не было вынесено.

2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе отказать в регистрации кандидата в случае, если:

а) установлено, что сведения, представляемые кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы избирателей в соответствии с настоящим Федеральным законом, недостоверны и их недостоверность носит существенный характер;

б) установлен факт проведения предвыборной агитации кандидатом до его регистрации;

в) установлен факт подкупа избирателей, то есть факт совершения деяния, запрещенного пунктом 2 статьи 53 настоящего Федерального закона, кандидатом, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой избирателей, выдвинувшими кандидата, их уполномоченными представителями;

г) грубо или неоднократно нарушался запрет на участие органов управления организаций всех форм собственности в сборе подписей, запрет на принуждение избирателей в процессе сбора подписей и на вознаграждение избирателей в любой форме за внесение подписей, запрет на сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы, получения иных денежных выплат;

д) кандидат при финансировании своей избирательной кампании помимо собственного избирательного фонда использовал иные денежные средства, составляющие более 1 процента от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы расходов избирательного фонда кандидата;

е) кандидат превысил расходы избирательного фонда более чем на 1 процент от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы расходов избирательного фонда кандидата;

ж) кандидат, его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, избирательное объединение, избирательный блок (в том числе вошедшее в его состав избирательное объединение), инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидата, и их уполномоченные представители, организация, учредителем, собственником, владельцем и (или) членом органа управления или органа контроля которой являются указанные лица и (или) организации (представители указанных организаций), в ходе избирательной кампании занимались благотворительной деятельностью на территории Российской Федерации, обращались к иным физическим или юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи либо услуг избирателям, давали согласие физическим или юридическим лицам на осуществление такой помощи либо оказание услуг от их имени;

з) кандидат не представил первый финансовый отчет;

и) кандидат использовал преимущества должностного или служебного положения;

к) имеют место иные основания, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

3. Регистрация кандидата может быть отменена Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или судом не позднее чем в день, предшествующий дню ания, в случае, если:

а) нарушение настоящего Федерального закона, указанное в пункте 2 настоящей статьи, обнаружено после регистрации кандидата;

б) зарегистрированный кандидат, его уполномоченный представитель или доверенное лицо, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы избирателей, выдвинувших зарегистрированного кандидата, проводили агитацию в расположении воинской части, в военной организации либо в военном учреждении;

в) зарегистрированным кандидатом, его доверенным лицом были выпущены и (или) распространены предвыборные печатные, аудиовизуальные агитационные материалы с нарушением пунктов 3, 4, 5 и 9 статьи 52 настоящего Федерального закона;

г) зарегистрированный кандидат, его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо, избирательное объединение, избирательный блок (в том числе вошедшее в его состав избирательное объединение), инициативная группа избирателей, выдвинувшие зарегистрированного кандидата, и их уполномоченные представители, организация, учредителем, собственником, владельцем и (или) членом органа управления или органа контроля которой являются указанные лица и (или) организации (представители указанных организаций), в ходе избирательной кампании занимались благотворительной деятельностью на территории Российской Федерации, обращались к иным физическим или юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи либо услуг избирателям, давали согласие физическим или юридическим лицам на осуществление такой помощи либо оказание услуг от их имени;

д) зарегистрированный кандидат использовал преимущества должностного или служебного положения;

е) зарегистрированный кандидат не представил финансовый отчет в установленный срок;

ж) зарегистрированный кандидат, находящийся на государственной или муниципальной службе, работающий в средстве массовой информации по трудовому или по гражданско-правовому договору, не прекратил исполнение служебных обязанностей на время участия в выборах;

з) установлен факт подкупа избирателей, то есть факт совершения деяния, запрещенного пунктом 2 статьи 53 настоящего Федерального закона, зарегистрированным кандидатом, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам или доверенным лицом, а также по их просьбе или поручению – иным лицом;

и) зарегистрированный кандидат при финансировании своей избирательной кампании помимо собственного избирательного фонда использовал иные денежные средства, составляющие более 1 процента от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы расходов избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата;

к) зарегистрированный кандидат превысил расходы избирательного фонда более чем на 1 процент от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы расходов избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата;

л) зарегистрированный кандидат использовал незаконные пожертвования, поступившие в его избирательный фонд в размерах, превышающих 1 процент от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы расходов избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата.

4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе отказать кандидату в регистрации, обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата в случае злоупотребления кандидатом, зарегистрированным кандидатом свободой массовой информации. Суд, установив факт злоупотребления свободой массовой информации, отменяет регистрацию кандидата.

Источник: //base.garant.ru/110004/134df926347d321d8dc82c9551519f33/

Обжалование отказа в регистрации юридического лица

Какое решение будет принято судом в отношении обжалования отказа в регистрации в качестве кандидата?

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» государственным органом, который осуществляет регистрацию коммерческих юридических лиц, является Федеральная Налоговая Служба (далее – ФНС). Некоммерческие юридические лица проходят государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ.

Процедура государственной регистрации юридического лица проводится в следующих случаях:

  • при создании организации;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • для внесения изменений в учредительные документы;
  • при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Но как обжаловать решение органа, который отказал в государственной регистрации юридического лица?

Основания для отказа в регистрации юридического лица

Перечень оснований для отказа в регистрации юридического лица содержится в п. 1 ст. 23 Федерального Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ). К таким основаниям в частности Закон №129-ФЗ в п.1 ст. 23 относит:

  • непредоставление заявителем документов, необходимых для государственной регистрации;
  • предоставления документов  в ненадлежащий регистрирующий орган и т.д.

Данный перечень является исчерпывающим, то есть государственный орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, не может в решении об отказе в регистрации юрлица ссылаться на основания, не предусмотренные в законе.

Однако зачастую сотрудники ФНС расширяют перечень оснований для отказа в регистрации. Так, неправильное заполнение какого-либо пункта заявления о государственной регистрации юридического лица, может быть истолковано как непредоставление документов.

Срок для принятия решения об отказе в регистрации не может превышать срок, установленный для регистрации юридического лица, который в соответствии с п. 1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ составляет 5 рабочих дней со дня предоставления документов в государственный орган, который осуществляет такую регистрацию.

Не является основанием для отказа в государственной регистрации наличие спора, как судебного, так и третейского разбирательства:

  • о размере доли или ее части в уставном капитале ООО;
  • о принадлежности доли или ее части конкретному лицу;
  • иных споров, связанных с содержанием сведений об ООО, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ.

Решение об отказе в государственной регистрации выдается заявителю либо законному представителю в течение одного рабочего дня, следующего за днем его принятия.

Если в судебном порядке будет установлено, что незаконный отказ в регистрации юрлица либо уклонения от нее повлек за собой убытки, то в соответствии с п. 7 ст. 51 ГК РФ такие убытки компенсируются за счет средств казны РФ.

Таким образом, анализ Закона № 129-ФЗ решения об отказе в регистрации юридического лица условно делит на две группы:

  1. первая группа – решение об отказе в государственной регистрации юридического лица – например, подача документов для  регистрации нового юрлица лицом, которое не имеет на это права;
  2. вторая группа – решение о государственной регистрации юридического лица – например, подача документов для внесения изменений в устав уже существующего юридического лица.

Разделение решений об отказе в регистрации юридического лица на группы имеет значение для правильного выбора способа обжалования решения налоговой инспекции.

Обжалование отказа в государственной регистрации юридического лица

В соответствии со ст. 25 Закона № 129-ФЗ предусмотрено три способа обжалования решения об отказе в регистрации юридического лица:

  • подача жалобы в вышестоящий регистрирующий орган (инспекцию ФНС России по субъекту РФ);
  • подача жалобы в федеральный регистрирующий орган (ФНС России);
  • судебное обжалование.

Ранее подобные решения нужно было обжаловать в суде, теперь же в некоторых случаях предусмотрен обязательный досудебный порядок обжалования.

Общий порядок обжалования решений об отказе в регистрации юрлица происходит следующим образом:

  • если обжалуется решение об отказе в государственной регистрации юридического лица –  направление жалобы в вышестоящую налоговую инспекцию. Если  в удовлетворении жалобы будет отказано, то с жалобой следует обратиться или в ФНС России, или в суд. В суд можно обратиться только после того, как вам отказала областная налоговая инспекция;
  • если обжалуется решение о государственной регистрации (например, в проведении реорганизации юрлица или внесении изменений в учредительные документы) – жалоба подается по выбору заявителя или в вышестоящую налоговую инспекцию, либо в ФНС России, или в суд.

Однако из общего порядка Закон 129-ФЗ предусматривает исключения. Жалоба напрямую  в ФНС России может быть подана с учетом условий:

  • вышестоящим органом по отношению к налоговому органу, который отказал в регистрации является ФНС России;
  • вышестоящей инспекцией нарушен срок рассмотрения жалобы.

Порядок подачи жалобы установлен ст. 25.3 Закона №129-ФЗ. Составленную в письменном виде жалобу можно подать как непосредственно в вышестоящий налоговый орган, так и через налоговую инспекцию, чье решение обжалуется.

Подать жалобу можно как лично, так и почтовым отправлением (заказным письмом с уведомлением о доставке). Предусматривает закон и подачу в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Сроки подачи жалобы на отказ в регистрации юридического лица

Закон ограничивает срок подачи жалобы на решение налоговой инспекции, который составляет три месяца с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (вне зависимости от того, какой вид решения обжалуется).

Если решение налоговой инспекции  обжалуется в судебном порядке, то с соответствии с п. 4 ст. 198 АПК РФ заявление в суд подается в течении 3-х месяцев с момента, когда лицу стало известно о нарушении его прав и интересов.  

Если срок на подачу жалобы пропущен, то  вместе с жалобой необходимо подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока, к которому необходимо приложить документы, подтверждающие уважительные причины пропуска срока.

В случае, когда жалоба принята к рассмотрению, то решение по ней должно быть принято в течение 15 дней со дня ее получения. Срок может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней (п. 4 ст. 25.6 Закона № 129-ФЗ).

Законодательство РФ не предусматривает специальных требований к форме жалобы, однако устанавливает ряд сведений, которые обязательно должны быть указаны в тексте:

  • Ф.И.О., место жительства заявителя либо наименование и адрес юрлица, подающего жалобу;
  • сведения об обжалуемом решении регистрирующего органа;
  • наименование регистрирующего органа, решение которого обжалуется;
  • основания, по которым заявитель считает, что его права нарушены;
  • требования лица, подающего жалобу.

На практике нередки ситуации, когда при одних и тех же обстоятельствах  выносятся противоречивые по смыслу решения. Это может повлечь за собой потерю времени, а в некоторых случаях и значительных денежных средств.

Поэтому при подаче заявления о регистрации юрлица либо при обжаловании решения об отказе в регистрации в суд или в вышестоящие налоговые органы желательно привлечь квалифицированных специалистов.

Наши  юристы имеют обширную и успешную практику ведения таких дел, помогут разобраться с возникшей проблемой в краткие сроки независимо от того, проживаете ли вы в Москве или другом регионе России.

Источник: //pravo21vek.ru/articles/obzhalovanie/obzhalovanie-otkaza-v-registracii-yuridicheskogo-l/

Юрист Лукин