Какие существую правовые основы по организации и обеспечению радиационной безопасности?

Правовое обеспечение радиационной безопасности. — Студопедия

Какие существую правовые основы по организации и обеспечению радиационной безопасности?

Под радиационной безопасностью понимается состояние защищен­ности настоящего и будущего поколения людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения. Общие требова­ния к ее обеспечению закреплены в Федеральном законе от 9 января 1996 г. № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения». В соот­ветствии со ст.

13 данного закона при планировании и проведении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводится оценка ради­ационной безопасности по следующим основным показателям:

· а) характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;

· б) анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил, гигиенических нормативов области ра­диационной безопасности;

· в) вероятность радиационных аварий и их масштаб;

· г) степень готовности к эффективной ликвидации радиаци­онных аварий и их последствий;

· д) анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения;

· е) число лиц, подвергшихся облучению выше установлен­ных пределов доз облучения

В целях повышении радиационной безопасности населении и реа­лизации постановления Правительства РФ от 28 января 1997 г «О по­рядке разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий». приказом Минздрава России, Госатомнадзора России и Госкомэкологии России от 21 июня 1999 г.

№ 239/66/288 утвержде­ны Методические указания «Порядок ведения радиационно-гигиени­ческих паспортов организаций и территорий». В них отмечается, что радиационно-гигиенические паспорта являются основными докумен­тами, характеризующими радиационную безопасность организаций и территорий.

Цель ежегодного заполнения радиационно-гигиенических паспортов — оценка воздействия основных источников ионизирующе­го излучения, направленная на обеспечение радиационной безопасно­сти населения в зависимости от состояния среды обитания и условий жизнедеятельности, необходимая для планирования и проведения ме­роприятий по совершенствованию радиационной безопасности.

Вокруг источника ионизирующего излучения устанавливается санитарно-защитная зона — территория, на который уровень об­лучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного ис­точника может превысить установленный предел дозы облучения для населения.

В санитарно-защитной зоне запрещается постоян­ное и временное проживание людей, вводится режим ограничения хозяйственной деятельности и проводится радиационный кон­троль.

За пределами санитарно-защитной юны устанавливается зона наблюдения — территория, на которой проводится радиаци­онный контроль.

Производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности проводят организации, осуществляющие деятель­ность с использованием источников ионизирующего излучения.

Общественные объединения в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять общественный контроль за выполнением норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности.

Государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется уполномо­ченными федеральными органами исполнительной власти при осу­ществлении ими федерального юсударсг венного надзора в области использования атомной энергии и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормати­вов, правил радиационной безопасности, сводов правил, правил охраны труда и иных нормативных документов по радиационной безопасности.

Устанавливаются основные гигиенические нормативы допустимые пределы доз) облучения на территории Российской Федерации в результате использования источников ионизирующего излучения для населения (средняя годовая эффективная доза равна 0,001 зиверта (Зв) и для работников (средняя годовая эффективная доза равна 0,02 Зв).

Дозы облучения граждан при проведении медицинских рентгено­радиологических процедур должны соответствовать нормам, правилам и нормативам в области радиационной безопасности.

По требованию пациента ему предоставляется полная информация об ожидаемой или о получаемой им дозе облучения и о возможных последствиях при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур.

В случае радиационных аварий допускается облучение, превы­шающее установленные основные гигиенические нормативы (допу­стимые пределы доз), в течение определенного промежутка времени и в пределах, определенных санитарными нормами и правилами.

Под радиационной аварией понимается потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудова­ния, неправильными действиями работников (персонала), стихийны­ми бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радио­активному загрязнению окружающей среды.

Закон «О радиационной безопасности населения» предусматривает обязанности организаций, осуществляющих деятельность с исполь­зованием источников ионизирующего излучения, по обеспечению радиационной безопасности при радиационной аварии, требова­ния защиты населения и работников (персонала) от радиационной аварии; право граждан на радиационную безопасность, а также право граждан и общественных объединений на получение объективной ин­формации о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обе­спечению радиационной безопасности

Граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убыт­ков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных Федеральным законом «О радиационной безопас­ности населения» основных пределов доз, в соответствии с законо­дательством Российской Федерации. В случае радиационной аварии граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации.

'Закон РФ от 15 мая 1991 г № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральный закон от 26 ноября 1998 г № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г на про­изводственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Тсча» и Федеральный закон от 10 января 2002 г N? 2-ФЗ «О социальных гарантиях граж­дан, подвергшихся ралиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактив­ных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»

Источник: //studopedia.ru/19_227573_pravovoe-obespechenie-radiatsionnoy-bezopasnosti.html

Обеспечение радиационной безопасности

Какие существую правовые основы по организации и обеспечению радиационной безопасности?

В настоящее время под радиационной безопасностью (РБ) населения понимается состояние защищенности настоящего и будущего поколения людей от вредного для их здоровья воздействия ИИ (ФЗ-3 от 9.01.96 г.).

Главной целью РБ является охрана здоровья населения, включая персонал, от вредного воздействия ИИ путем соблюдения основных принципов и норм радиационной безопасности.

Радиационная безопасность населенияобеспечивается:

– проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера;

– осуществлением органами исполнительной власти всех уровней и гражданами РФ мероприятий по соблюдению правил и норм в области РБ;

– информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению РБ;

– обучением населения в области обеспечения РБ.

В условиях военного времени дозы внешнего облучения, не приводящие к снижению работоспособности людей, составляют не более:

– при однократном облучении (до 4 суток) – не более 50 рад; – при многократном облучении до 1 месяца – не более 100 рад; до 3-х месяцев – не боле 200 рад; до 1 года – не более 300 рад.

Работоспособность – это возможность населения выполнять профессиональные обязательства в течение определенного времени после облучения. Работоспособность зависит от дозы облучения, продолжительности облучения и характера облучения (общее, частичное и т.д.). При облучении более высокими дозами работоспособность людей снижается.

В условиях мирного времени организации, в которых возможно возникновение радиационных аварий, обязаны иметь:

– перечень потенциальных радиационных аварий с прогнозом их последствий;

– критерии принятия решений при возникновении радиационной аварии;

– план мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с органами, осуществляющими государственный надзор и контроль в области обеспечения РБ;

– средства для оповещения и обеспечения ликвидации последствий радиационной аварии;

– медицинские средства профилактики радиационных поражений и средства оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии;

– аварийно-спасательные формирования, создаваемые из числа работников (персонала).

В случае радиационной аварии данные организации обязаны:

– обеспечить выполнение мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий;

– проинформировать о радиационной аварии соответствующие органы и население территорий, на которых возможно повышенное облучение;

– принять меры по оказанию медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии;

– локализовать очаг радиоактивного загрязнения и предотвратить распространение РВ в окружающей среде;

– провести анализ и подготовить прогноз радиационной обстановки при радиационной аварии;

– принять меры по нормализации РБ на территории организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ИИ, после ликвидации радиационной аварии.

При аварии, повлекшей за собой радиоактивное загрязнение обширной территории, устанавливается зона радиационной аварии(РА). Ее размеры зависят главным образом от доли радионуклидов, выброшенных из РОО, а мощность дозы не должна превышать 60 мкр/ч.

При прогнозе радиационных последствий и планировании мер защиты выделяется три фазы протекания РА:

1. Ранняя фаза (РФ) – от начала аварии до прекращения выброса РВ в атмосферу и окончания формирования следа на местности. Продолжительность фазы – от нескольких часов до нескольких суток.

2. Средняя (промежуточная) фаза (СФ) – от момента завершения формирования следа до принятия мер по защите населения. Продолжительность фазы – от нескольких суток до года.

3. Поздняя (восстановительная) фаза (ПФ) – длится до прекращения необходимости выполнения защитных мер. Продолжительность фазы – свыше 1 года.

На восстановительной стадии РА выделяют следующие четыре зоны:

– зона радиационного контроля(доза от 1 до 5 мЗв). В этой зоне помимо мониторинга осуществляются меры по снижению доз на основе принципа оптимизации.

– зона ограниченного проживания населения (5-20 мЗв). В этой зоне осуществляются те же меры, что и в зоне радиационного контроля. Въезжающим лицам разъясняется риск ущербу здоровья, обусловленный воздействием радиации.

– зона отселения (20-50 мЗв). Запрещается постоянное проживание лиц репродуктивного возраста и детей. Осуществляются необходимые меры радиационной и медицинской защиты.

– зона отчуждения (более 50 мЗв). В этой зоне постоянное проживание не допускается. Осуществляются меры защиты работающих с обязательным индивидуальным дозиметрическим контролем.

Требования и нормативы по обеспечению безопасности человека во всех условиях воздействия на него ИИ искусственного или природного происхождения установлены Нормами радиационной безопасности (НРБ – 99).

Среднегодовая эффективная доза (Дэф.)с 1.01.2000 г.не должна превышать: для населения – 1 мЗв (0,1 бэр); для персонала РОО – 20 мЗв (2,0 бэр). Сюда не включены дозы от природного и медицинского облучения, а также дозы вследствие радиационных аварий.

Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационных аварий, проведения АСДНР и дезактивации, может быть обусловлено только необходимостью спасения людей и (или) предотвращения их облучения.

Планируемое повышенное облучение допускается (ФЗ №3-94г., НРБ-99):

– для мужчин старше 30 лет лишь при их добровольном письменном согласии, после информирования о возможных дозах облучения и риске для здоровья;

– в эффективной дозе до 100 мЗв (10 бэр) в год – с разрешения территориальных органов Госсанэпиднадзора;

– в эффективной дозе до 200 мЗв (20 бэр) в год – только с разрешения федерального органа Госсанэпиднадзора.

Критериями для принятия неотложных мер защиты населением в начальном периоде радиационной аварии (за первые 10 суток) являются следующие значения доз: 50 мГр (0,5 бэр) – укрытие; 500 мГр (5 бэр) – эвакуация.

В случае радиационных аварий допускается облучение, превышающее установленные (допустимые) пределы доз, в течение определенного промежутка времени и в пределах, определенных санитарными правилами.

При обнаружении локальныхрадиоактивных загрязнений органами Госсанэпиднадзора устанавливается два уровня (критерия вмешательства): уровень исследования (при дозе 0,01-0,3 мЗв/год) и уровень вмешательства (доза более 0,3 мЗв/год).

Снижение же природного облучения населения достигается путем установления системы ограничений на облучение от отдельных природных источников излучения. Так, при проектировании новых зданий жилого и общественного назначения должно быть предусмотрено, чтобы мощность эффективной дозы гамма-излучения не превышала мощности дозы на открытой местности более чем на 0,3 мкЗв/ч.

Средний радиационный фон в г. Москве, так же как и в других регионах РФ, не превышает 20 мкр/ч.

Одной из необходимых мер обеспечения радиационной безопасности населения при возникновении радиационной аварии является проведение экстренной йодной профилактики и использование радиопротекторов.

Сущность йодной профилактики заключается в том, чтобы заблокировать поступление и накапливание в щитовидной железе радиоактивного йода путем з а б л а г о в р е м е н н о г о приема препаратов стабильного йода.

Йодная профилактика должна начинаться немедленно с возникновением угрозы загрязнения воздуха или территории продуктами, содержащими радиоизотопы йода, по решению КЧС и ПБ на подведомственной территории, в пределах которой возникла угроза загрязнения.

Она проводится путем приема внутрь стабильных доз йода в виде таблеток йодистого калия, а при их отсутствии – раствор Люголя или настойку йода.

Йодистый калий принимают в следующих суточных дозах: взрослым и детям старше 5 лет – по одной таблетке (0,125 г.), детям от 2-х до 5-ти лет – по 0,5 дозы и детям до 2-х лет – по 0.25 дозы взрослых, таблетки принимают после еды и запивают молоком или водой.

Беременным женщинам – 1 таблетка йодида калия совместно с 3 таблетками (по 0,25 г) перхлората калия 1 раз в день.

Новорожденные, находящиеся на грудном вскармливании, получают необходимую дозу препарата стабильного йода с молоком матери.

Раствор Люголя принимать: взрослым и подросткам старше 14-ти лет – по 10 капель 2 раза в день после еды на полстакана молока или воды.

//www.youtube.com/watch?v=24QQXONSClc

Детям от 5 лет и старше принимать по 5 капель 2 раза в день на полстакана молока (воды). Детям до 5 лет раствор Люголя не назначать.

Настойку йода(5%-й раствор) принимать: взрослым и подросткам старше 14-ти лет по 40 капель – 1 раз в день или по 20 капель 2 раза в день после еды на полстакана молока или воды. Детям от 5-ти лет и старше по 20 капель один раз в день или по 10 капель 2 раза в день на полстакана молока или воды. Детям до 5 лет настойку йода внутрь не назначать.

Настойка йода может применяться путем нанесения ее на кожу тампоном на предплечье или голень. Следует избегать передозировок.

Эффективность йодной профилактики во многом зависит от времени начала приема препаратов стабильного йода.

Наибольшим эффектом она обладает, если препарат принимается во внутрь заблаговременно (за 6 часов до начала поступления радиоактивного йода в организм).

По истечении 7-ми часов с момента поступления радиоактивного йода в организм человека эффективность использования радиопротекторов близка к нулю.

Продолжительность йодной профилактики:

– взрослым и детям старше 3-х лет – не более 10 суток;

– детям до 3-х лет и беременным женщинам – не более 2 суток.

Переизбыток йода в организме может вызвать заболевание щитовидной железы – йодиндуцированный тиреотоксикоз.

Если опасность поступления радиоактивного йода будет сохраняться больше этих временных пределов для вышеперечисленных категорий населения, то необходима эвакуация населения.

Таблетки йодида калия имеются в аптечке индивидуальной АИ-2 как радиозащитное средство №2 (10 таблеток по 0,125 г. в пенале). Срок годности – 4 года.

Контроль за соблюдением НРБ в организациях, независимо от их форм собственности, возлагается на администрацию организаций.

Лица, виновные в невыполнении или нарушении требований к обеспечению радиационной безопасности, несут административную? гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Источник: //studopedia.su/9_106150_obespechenie-radiatsionnoy-bezopasnosti.html

Правовые основы по организации и обеспечению радиационной безопасности

Какие существую правовые основы по организации и обеспечению радиационной безопасности?

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:

Реферат*

Код265370
Дата создания30 мая 2015
Страниц 16
Файлы
DOCXПравовые основы радиационной безопасности.docx[Word, 42 кб]
Без ожидания: файлы доступны для скачивания сразу после оплаты.

Данная работ посвящена правовым основам по организации и обеспечению радиационной безопасности. Защищена на “отлично” …

В Федеральном законе «О радиационной безопасности населения» определилась политика государства в области радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.

В законе определены основные понятия, имеющие отношение к радиационной безопасности, которые необходимо знать, так как они касаются личной безопасности каждого. Так, во второй статье мы видим, как выполняется правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности.

В документе прописаны мероприятия по обеспечению радиационной безопасности, что является частью общего исполнения закона. Более того, во второй главе прописаны полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности.

Третья глава посвящена государственному управлению в области обеспечения радиационной безопасности, государственному надзору и контролю над её обеспечением, что так необходимо для реализации любого закона на федеральном уровне

Развитие ядерной энергетики в мире неизбежно. Использование АЭС намного повышает общие энергоресурсы, имеющиеся в распоряжении человечества, и устраняет угрозу «энергетического голода».

АЭС меньше загрязняют окружающую среду вредными веществами, используют в высшей степени транспортабельное топливо. Однако, несмотря на энергоёмкость АЭС, эта отрасль является чрезвычайно опасной.

Именно поэтому она выдвигает повышенные требования к уровню общей культуры в области безопасности всего населения.

Кроме этого, законом устанавливаются правила государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления.

Также в целях поддержания санитарно-эпидемиологического благополучия населения указаны меры по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических мероприятиях.

Этот закон не выделяет осуществление санитарно-эпидемиологического надзора в войсках и объектах специального назначения в самостоятельный вид санитарно-эпидемиологического надзора, а рассматривает его как разновидность государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Структурные подразделения и учреждения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор включены в состав Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

Структура Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, ее задачи, функции, порядок осуществления деятельности, а также порядок назначения руководителей ее органов и учреждений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с законом, «в содержание государственного надзора входит наблюдение, оценка и прогнозирование здоровья, выявление причин и условий заболеваний, разработка предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих благополучие, контроль над проведением мероприятий, соблюдение законодательства, применение мер пресечения и привлечения к ответственности лиц, их нарушивших»[3].

А также подразумевает собой государственный учет отравлений и инфекционных заболеваний (профессиональных и массовых) в связи с неблагоприятным воздействием на здоровье человека факторов среды его обитания.Рассматривая данную тему, необходимо упомянуть основные функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы.

В частности, основная функция состоит в том, чтобы обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, и заключается в разработке целевых программ для этого благополучия, в принятии решений компетентными органами по целому ряду вопросов, связанных с этим, во внесении предложений к проектам федеральных и региональных научно-технических программ по вопросам охраны жизни и здоровья населения, в профилактике заболеваний и оздоровления среды обитания человека, которую он, человек, до невозможности загрязнил.Суть радиационная безопасностиРадиационная безопасность – это комплекс мероприятий при работе с применением радиоактивных веществ и других источников ионизирующих излучений, обеспечивающий снижение суммарной дозы от всех видов ионизирующего излучения до предельно допустимой дозы.[4]На сегодняшний день, в целях упорядочивания информации, законодательных актов и понятия радиационной безопасности, разработаны принципы радиационной безопасности. Они гарантируют безопасность персонала, населения и окружающей природной среды. На данный момент существует три принципа радиационной безопасности. Первый принцип – это принцип обоснования. Его цель – определение запрещенных видов деятельности по использованию источников излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного облучением. «Принцип обоснования должен применяться на стадии принятия решения уполномоченными органами при проектировании новых источников излучения и радиационных объектов»[5]. Кроме этого, данный принцип применяется при выдаче лицензий и утверждении нормативно-технической документации на использование источников излучения, а также при изменении условий их эксплуатации. В условиях радиационной аварии принцип обоснования относится не к источникам излучения и условиям облучения, а к защитному мероприятию. При этом в качестве величины пользы следует оценивать предотвращенную данным мероприятием дозу. Однако мероприятия, направленные на восстановление контроля над источниками излучения, должны проводиться в обязательном порядке.Следующий принцип – это принцип оптимизации. Он предусматривает поддержание на возможно низком и достижимом уровне как индивидуальных, так и коллективных доз облучения, с учетом социальных и экономических факторов. «В условиях радиационной аварии, когда вместо пределов доз действуют более высокие уровни вмешательства, принцип оптимизации должен применяться к защитному мероприятию с учетом предотвращаемой дозы облучения и ущерба, связанного с вмешательством»[6]. Также известен, в том числе в международной практике, как принцип ALARA.И последний принцип радиационной безопасности – это принцип нормирования. Он требует непревышения установленных Федеральными законами РФ и действующими нормами РБ индивидуальных пределов доз и других нормативов РБ, должен соблюдаться всеми организациями и лицами, от которых зависит уровень облучения людей.На сегодняшний день, существует классификация способов обеспечения радиационной безопасности. В соответствии с этими способами, для каждого объекта существует определенный список мер. Так, если мы говорим об объекте и территории вокруг него, то безопасность обеспечивается за счет качества проекта, физической защиты, условий эксплуатации, санитарно-эпидемиологической оценки и т.д. Я считаю, что безопасность на объекте является основополагающим фактором, влияющим на безопасность. Также такие меры, как знание и соблюдение правил работы с источниками излучения и применение индивидуальных средств защиты очень важны. Однако необходимо помнить, что кроме безопасности персонала, необходимо обеспечить радиационную безопасность население, которое может попасть под облучение. Для того чтобы избежать этого, необходимо создать условия жизнедеятельности людей, отвечающих требованиям действующих норм и правил, установить квоты на облучение от разных источников излучения и организовать радиационный контроль.Сегодня в России существует ряд санкций, касающихся радиационной безопасности. Так, за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии со статьей 55 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»[7]. Существует несколько способов взыскания административной ответственности. Она устанавливается за такие нарушения санитарного законодательства, как: нарушение санитарно-эпидемиологических требований к жилищным помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта; нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, продукции производственно-технического назначения, химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции, потенциально опасным для человека, товарам для личных и бытовых нужд, пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалами и изделиями, новым технологиям производства; нарушение санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, воздуху в местах постоянного или временного пребывания человека, почвам, содержанию территорий городских, сельских поселений и промышленных площадок, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, а также к планировке и застройке городских и сельских поселений; нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда, воспитанию и обучению, работы с источниками физических факторов воздействия на человека, работы с биологическими веществами, биологическим и микробиологическим организмам и их токсинам; невыполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.Основной способ взыскания за нарушение санитарного законодательства налагаются постановлениями должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 51 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”. Дисциплинарная и уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства устанавливается законодательством Российской Федерации.Меры по обеспечению радиационной безопасности в РФВ целях обеспечения безопасности человека во всех условиях воздействия на него ионизирующего излучения искусственного или природного происхождения в России были приняты такие правила и нормы, касающиеся радиационной безопасности, как:Нормы радиационной безопасности, в которых установились основные пределы доз и допустимые уровни воздействия ионизирующего излучения по ограничению облучения населения в соответствии с Федеральным законом «О радиационной безопасности населения»;Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности, в которых установились требования по защите людей от вредного радиационного воздействия при всех условиях облучения от источников ионизирующего излучения; санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций;Правила радиационной безопасности при эксплуатации атомных станций, которые применяются на строящихся и действующих атомных станциях, а также на предприятиях и организациях, производящих работы в зоне строго режима атомных станций.Вопросы радиационной безопасности регламентируется Федеральным законом «О радиационной безопасности населения», нормами радиационной безопасности (НРБ−99) и другими правилами и положениями. В законе «О радиационной безопасности населения» говорится, что «радиационная безопасность населения − состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения»[8]. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на радиационную безопасность. Это право обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения выше установленных норм, правил и нормативов, выполнения гражданами и организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, требований к обеспечению радиационной безопасности. Гигиеническая регламентация ионизирующего излучения осуществляется Нормами радиационной безопасности НРБ−99 предусмотрено, что для населения эффективная доза за период жизни – 0,07 зиверта. Для персонала ядерных объектов принята средняя годовая эффективная доза 0,02 зиверта, или эффективная доза за период трудовой деятельности – 1 зиверт.В законе также указано, что «регламентируемые значения основных пределов доз облучения не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения»[9]. Указанные значения пределов доз облучения являются исходными при установлении допустимых уровней облучения организма человека и отдельных его органов.Мы живём в радиоактивном мире, так как живём на радиоактивной Земле. Все естественные источники излучений создают естественный радиационный фон, в котором мы рождаемся и живём на протяжении всей нашей жизни. К этому фону наш организм адаптировался. Общая эквивалентная доза от естественного облучения в среднем достигает примерно 0,002 Зв в год (0,2 бэр/ч). В сумме эффекты от всех естественных и искусственных источников излучений в настоящее время в среднем составляют 0,25 бэр в год.

Источник: //ReferatBank.ru/market/referat/i/265370/referat-pravovye-osnovy-organizacii-obespecheniyu-radiacionnoy-bezopasnosti.html

Основы Российской системы обеспечения радиационной безопасности

Какие существую правовые основы по организации и обеспечению радиационной безопасности?

Безопасность обращения с радиоактивными веществами обеспечивается соблюдением норм и правил, которые являются итогом многочисленных научных исследований и учитывают опыт практической деятельности.

В России обеспечение радиационной и ядерной безопасности основывается на Федеральных законах:

Об использовании атомной энергии. Этот Закон является фундаментом атомного российского права и определяет правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды, защиту собственности.

О радиационной безопасности населения.

Закон определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности (РБ) населения в целях охраны его здоровья В Законе сформулированы принципы обеспечения РБ, определены полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, права и обязанности граждан и общественных объединений, определена ответственность за невыполнение требований к обеспечению РБ. Во исполнение этого закона выпущены постановление Правительства РФ и приказ Минздрава РФ, предусматривающие создание в РФ единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения населения.

Об административной ответственности организаций за нарушение законодательства в области использования атомной энергии.

Закон устанавливает административную ответственность организаций за нарушение законодательства в области использования атомной энергии, он призван способствовать повышению эффективности государственного регулирования безопасности, направлен на усиление защиты здоровья и жизни людей, охраны окружающей среды.

О создании, эксплуатации, ликвидации и обеспечении безопасности ядерного оружия.

Кроме этих законов, напрямую определяющих права и ответственность в области использования ядерной энергии и обеспечения радиационной безопасности, существует ряд Федеральных законов, направленных на защиту окружающей среды, охрану здоровья и обеспечение безопасности граждан, которые учитывают и радиационный фактор.

Об охране окружающей природной среды. Закон направлен на укрепление экологического правопорядка и обеспечение экологической безопасности, сохранение природы и ее богатств, являющихся национальным достоянием народов России, естественной основой их здоровья, устойчивого социально-экономического развития и благосостояния.

• Об экологической экспертизе.

• Об охране атмосферного воздуха.

• О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

• О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

• О промышленной безопасности производственных объектов.

• О лицензировании отдельных видов деятельности.

• О гражданской обороне.

Кроме того, деятельность в атомной сфере опирается на международные договоры и соглашения (нормативно-правовые акты), ратифицированные Россией.

Основы государственного управления и надзора

Минатом

Подавляющее большинство ядерно- и радиационно опасных объектов находятся в подчинении Минатома (Министерства по атомной энергии Российской Федерации), которое несет ответственность за их безопасность. В этой связи Минатом России решает следующие основные задачи:

– Обеспечение экологической безопасности, непревышение научно обоснованного уровня радиационного воздействия на население и окружающую природную среду в зонах влияния деятельности предприятий и организаций ядерно-промышленного комплекса (ЯПК).

– Охрана окружающей среды от вредного воздействия техногенных факторов, рациональное использование природных ресурсов и ядерных материалов.

– Устранение экологических последствий и вреда, нанесенного природной среде предприятиями и организациями ЯПК при создании ядерного оружия и вследствие радиационных аварий.

Основные мероприятия Минатома, обеспечивающие охрану окружающей среды:

• нормирование потребления природных ресурсов, сырья, материалов, образования отходов, выбросов и сбросов радиоактивных и вредных химических веществ в окружающую среду, вредных физических воздействий;

• экологический аудит;

• сертификация оборудования, изделий и технологий;

• экологическая экспертиза плановой, предпроектной, проектной документации и важнейших управленческих решений;

• лицензирование экологически опасных (и ответственных) видов деятельности.

Государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии также возложено на следующие федеральные органы исполнительной власти:

■ Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор);

■ Министерство здравоохранения Российской Федерации;

■ Федеральный горный и промышленный надзор России;

■ Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Комбинаты «Радон»

Безопасность обращения с радиоактивными отходами в военной и энергетической сфере обеспечивается в основном системой Минатома. Безопасность РАО относительно невысокого уровня, образующихся в других (неэнергетических) сферах применения радионуклидов, обеспечивается системой спецкомбинатов «Радон».

Она была создана в начале 60-х годов и построена по территориальному принципу, то есть каждый из комбинатов обслуживает предприятия своего региона независимо от его ведомственной принадлежности.

В настоящее время работают 16 спецкомбинатов «Радон», 14 из которых (Волгоградский, Грозненский, Ленинградский, Иркутский, Казанский, Мурманский, Нижегородский, Новосибирский, Самарский, Саратовский, Ростовский, Челябинский, Свердловский и Хабаровский) находятся в ведении Госстроя России, МосНПО «Радон» – в ведении Правительства Москвы, и еще один – в ведении Правительства Республики Башкортостан.

Основными функциями спецкомбинатов являются:

– сбор, транспортировка, размещение и долговременное хранение радиоактивных отходов низкой и средней активности;

– радиоэкологическое обследование и дезактивация участков радиоактивного загрязнения территорий;

– ликвидация последствий радиационных аварий.

Все комбинаты «Радон» оборудованы специализированными хранилищами приповерхностного типа.

Наиболее крупным из комбинатов является Московское научно-производственное объединение «Радон», которое несет ответственность за обеспечение радиационной безопасности населения Центрального региона России (Москва, Московская область и десять прилегающих областей), где располагаются около 2600 организаций, имеющих дело с радиоактивными материалами. Количество радиоактивных отходов, вывоз и обезвреживание которых осуществляет МосНПО «Радон», составляет около 80% отходов этого класса в стране.

Второй по величине Ленинградский спецкомбинат расположен вблизи Ленинградской АЭС (г. Сосновый Бор) и обслуживает предприятия и организации Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Карельской Республики, Мурманской, Архангельской, Псковской, Новгородской, Вологодской и Калининградской областей.

Росгидромет

Глобальный контроль за радиоактивным загрязнением объектов окружающей среды на территории России осуществляется системой радиационного мониторинга Росгидромета (полное название – «Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»).

Эта система базируется на пунктах наблюдения за мощностью экспозиционной дозы (около 1300), радиоактивными атмосферными выпадениями (около 400), радиоактивными аэрозолями (более 50), содержанием трития в атмосферных осадках (более 30), концентрацией 90Sr в водах рек, пресных водоемов (более 40) и морей (15).

Мониторинг радиоактивного загрязнения природной среды в системе Росгидромета выполняется систематически и регулярно, и его результаты открыты обществу (в частности, ежегодники Росгидромета «Радиационная обстановка на территории России и сопредельных государств», ежегодные Государственные доклады «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации»).

Территориальную структуру Росгидромета образуют Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС), каждое из которых охватывает несколько субъектов федерации. Им подчинены центры мониторинга окружающей среды областного (краевого, республиканского) уровня.

Госатомнадзор

Главные функции по надзору за ядерной и радиационной безопасностью в России осуществляет Госатомнадзор (ГАН, полное название «Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности»).

Это федеральный орган исполнительной власти (то есть независимый от Минатома и других организаций, подчиняющийся только Правительству России), который отвечает за безопасность использования атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и ионизирующего излучения.

Инспекторы ГАН анализируют все аспекты радиационно или ядерно-опасного производства (или его строительства), и любая деятельность, связанная соответствующими технологиями, ведется только с разрешения ГАН и под его контролем.

Кроме ГАН предприятия, использующие радиоактивные вещества, подчиняются целому ряду других государственных структур, которые анализируют степень радиационной опасности, осуществляют регистрационную деятельность, выдают лицензию на работу с источниками ионизирующего излучения, контролируют соблюдение норм безопасности и в большинстве случаев обладают правом применения санкций и принудительных мер вплоть до полного прекращения использования технологии или другой деятельности. Это в первую очередь Госсанэпиднадзор, а также Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство здравоохранения, Министерство природных ресурсов (МПР), Российская академия наук (РАН) и другие.

Госсанэпиднадзор

К компетенции Госсанэпиднадзора (ГСЭД, полное название «Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения») относятся вопросы, связанные с инфекционными заболеваниями, а также заболеваниями, вызванными воздействием факторов состояния окружающей среды, поэтому в обязанности этого ведомства входит контроль загрязнений, в том числе радиационных.

Госсанэпиднадзор имеет районные подразделения, оснащенные штатными средствами измерений и лабораториями, и осуществляет:

– радиационно-гигиенический мониторинг на поднадзорных территориях: содержание радионуклидов в глобальных выпадениях, продуктах питания, воде (в том числе питьевой) и других объектах окружающей среды;

– контроль за радиационно опасными объектами: качество воздуха на границе санитарно-защитной зоны, выбросы и сбросы предприятий, качество воздуха внутри помещений, в частности, в рабочей зоне предприятий;

– дозиметрический контроль жилых помещений: радиационный фон, содержание радионуклидов в строительных материалах, контроль содержания радона;

– работу по радиационно-гигиенической паспортизации предприятий.

Источник: //cyberpedia.su/15x1009c.html

Юрист Лукин