Что нужно требовать от частного образовательного учреждения?

Как получить лицензию на образовательную деятельность в 2020 году

Что нужно требовать от частного образовательного учреждения?

С 2013 года коммерческие организации и ИП получили право оказывать услуги в сфере образования наравне с некоммерческими организациями. Услуги в области образования лицензируются. Ранее мы расмотрели полный перечень лицензируемых видов деятельности 2020 года, в этой статье расскажем, как получить лицензию на образовательную.

Кому нужна лицензия

Для начала выясним, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется. В постановлении Правительства РФ от 28 октября 2013 г.

N 966, утвердившего положение о лицензировании образовательной деятельности, указана только одна такая возможность. Лицензия не нужна, если услуги оказывает лично индивидуальный предприниматель.

Это услуги репетиторов, частных учителей, студий, кружков и т.д., где занятия ведет сам предприниматель, имеющий соответствующее образование и стаж работы.

Обращаем внимание индивидуальных предпринимателей – если вы нанимаете других педагогических работников, то лицензия на образовательную деятельность ИП необходима. При этом работников другого профиля, которые не предоставляют непосредственно образовательные услуги, нанимать можно без лицензии.

В предыдущей редакции положение о лицензировании образовательной деятельности допускало еще одну возможность работать без лицензии – если по итогам обучения не проводилась итоговая аттестация и не выдавался документ об образовании. Проводить без лицензии тренинги, семинары, лекции, о прохождении которых не выдаются подтверждающие документы, можно и теперь, но такая деятельность не называется образовательной, а культурной или досуговой.

Перечень услуг, для которых нужна лицензия, включает в себя такие виды образования: дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее, дополнительное общеобразовательное, дополнительное профессиональное и образование религиозного персонала религиозных организаций.

Получение лицензии на образовательную деятельность – сложный и длительный процесс. Только рассмотрение документов и принятие решения о выдачи лицензии или об отказе в выдаче занимает 60 дней.

А до этого надо подготовить ещё ряд разрешений других государственных органов и разработать собственные образовательные программы.

И всё же, бизнес в сфере образования можно назвать доходным, поэтому если вы хотите заниматься этим направлением, то надо один раз пройти процедуру лицензирования.

Лицензия выдаётся бессрочно, и если вы не будете её переоформлять, то обращаться к чиновникам по этому вопросу уже не придётся.

Лицензионные требования

Положение о лицензировании устанавливает в 2020 году следующие требования к соискателям:

  • собственное или арендованное здание (помещение), соответствующее заявленным образовательным программам;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение на это помещение;
  • материально-техническое обеспечение образовательной деятельности в соответствии с требованиями федеральных стандартов;
  • соблюдение условий охраны здоровья обучающихся;
  • собственные разработанные образовательные программы;
  • печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы по этим программам;
  • штатные или привлеченные по гражданско-правовому договору педагогические работники, имеющие профессиональное образование и стаж работы.

Полный перечень требований, в зависимости от типа образования, смотрите в тексте Постановления.

В нормативных актах, регулирующих лицензирование образовательной деятельности, не совсем чётко рассмотрен вопрос об организационно-правовой форме лицензиата.

В законе об образовании № 273-ФЗ даётся следующее понятие образовательной организации: «некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности».

Понятие «организация, осуществляющая обучение» означает юридическое лицо, которое ведёт эту деятельность в качестве дополнительной.

Далее приводится ещё одно толкование: «организации, осуществляющие образовательную деятельность», под которыми понимают:

  • образовательные организации;
  • организации, осуществляющие обучение;
  • индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности может быть получена независимо от правовой формы и коммерческой направленности лицензиата. При этом ООО получить лицензию на образовательную деятельность может, если это направление бизнеса будет дополнительным, а не основным.

Документы для получения лицензии

Соискатель лицензии должен документально подтвердить, что им созданы все необходимые условия для оказания услуг в сфере образования. Для этого соберите такой пакет документов:

  • заявление о предоставлении лицензии;
  • документ, подтверждающий право пользования помещением (копия свидетельства о праве собственности, договора аренды или субаренды);
  • копия устава ООО или копия свидетельства о регистрации ИП;
  • копия листа записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • копия свидетельства о налоговом учете ООО или ИП;
  • копии заключений СЭС и Госпожнадзора о соответствии помещения необходимым требованиям;
  • справка об условиях для функционирования электронной информационно-образовательной среды;
  • справка о печатных и электронных ресурсах;
  • справка о педагогических работниках;
  • справка об утверждении образовательных программ;
  • справка об условиях для получения образования обучающимися с ОВЗ;
  • справка о материально-техническом обеспечении;
  • подтверждение оплаты госпошлины на сумму 7500 рублей;
  • опись документов.

Формы справок доступны на сайте Минобразования.

Порядок получения лицензии

Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Рособрнадзор и региональные исполнительные органы. В Рособрандзор надо обращаться, если планируется открытие:

  • высшего учебного заведения;
  • организации федерального значения;
  • российской организации, расположенной за пределами РФ;
  • иностранной организации на территории России.

Записаться на приём в Рособрандзор можно онлайн на официальном сайте.

В остальных случаях обращайтесь в региональные государственные органы, имеющие право выдавать лицензии. Контакты этих учреждений опубликованы на сайте Рособрандзора, чтобы найти их, выберите свой регион на интерактивной карте.

Порядок получения образовательный лицензии состоит из следующих шагов:

  1. Изучите СНиП и СанПин для вашего направления обучения.
  2. Подготовьте помещение и оборудуйте его согласно требованиям и стандартам.
  3. Получите на помещение заключение СЭС и пожарной инспекции.
  4. Разработайте и утвердите образовательные программы.
  5. Убедитесь, что педагоги вашей организации имеют необходимые документы об образовании, квалификации, стаже работы.
  6. Приобретите мебель, оборудование, технику, учебную литературу, методические пособия для проведения занятий.
  7. Оплатите госпошлину на выдачу лицензии.
  8. Подайте документы в лицензирующий орган.

Документы принимаются по описи, если в них обнаружены недостатки, то они возвращаются соискателю на доработку (сроком до 30 дней). После этого начинается этап проверки достоверности поданных сведений, причем, не только документальной, но и с выездом на место. В течение 60 дней с даты регистрации заявления чиновники выдают разрешение или отказ в получении лицензии.

Отказ должен быть мотивированным и возможен по двум основаниям: недостоверность сведений или отсутствие условий для процесса обучения. Госпошлина в случае отказа не возвращается.

Что будет, если работать без лицензии

За предоставление услуг образования без лицензии предусмотрена административная, налоговая и уголовная ответственность. Суммы штрафов могут достигать 500 тысяч рублей, а срок лишения свободы – до пяти лет. Конечно, такое суровое наказание применяется крайне редко, когда работа без лицензии причинила крупный ущерб или был получен доход в крупном размере.

Кроме этого, оказание услуг без лицензии снижает конкурентность образовательной организации:

  • нет льгот при участии в аукционе на право аренды муниципальной недвижимости;
  • не признаётся документ о получении образования или повышения квалификации;
  • обучающиеся в нелицензированной организации не могут получить налоговый вычет по затратам на обучение;
  • серьёзные рекламные источники не принимают объявлений таких организаций.

Советуем посмотреть интересное видео, в котором рассмотрен порядок лицензирования образовательной деятельности.

Источник: //www.regberry.ru/malyy-biznes/licenzirovanie-obrazovatelnoy-deyatelnosti

Частная и индивидуальная образовательная деятельность в законе об образовании

Что нужно требовать от частного образовательного учреждения?

Реализуя принцип государственной политики в области образования о недопустимости ограничения или устранения конкуренции в сфере образования, новым законом об образовании уделено определенное внимание частной и индивидуальной образовательной деятельности. Остановимся на образовательной деятельности по реализации основных образовательных программ общего образования.

Как понимать

Под  частной образовательной организацией понимается образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством РФ физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.

Индивидуальные предприниматели – это физические лица, которые занимаются образовательной деятельностью непосредственно. В то же время им не запрещается нанимать педагогических работников. Основанием возникновения образовательных отношений в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем  является  договор об образовании.

По каким законам работают

На организации, осуществляющие обучение, к которым относятся частные образовательные организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся образовательной деятельностью, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников образовательных организаций, предусмотренные законодательством об образовании. Кроме того, в своей деятельности они  руководствуется и  гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Типы

Частные образовательные организации, реализующие основные образовательные программы,  могут быть следующих типов:

дошкольная образовательная организация — основной целью ее деятельности является реализация образовательных программ дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

общеобразовательная организация – имеет основной целью реализацию   образовательных программ начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.

Лицензирование и аккредитация

Для осуществления образовательной деятельности частная образовательная организация, индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, должны иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Соискателю лицензии следует обращаться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации по лицензированию образовательной деятельности.

Для получения права выдачи своим выпускникам документа о государственной  аттестации установленного образца частная образовательная организация должна пройти государственную аккредитацию в установленным законом порядке.

Финансирование

Согласно закону об образовании органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования  обеспечивают  финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных образовательных организациях , дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), по принятым в субъекте нормативам.

Все, что будет предлагаться обучающимся сверх установленных нормативов, осуществляется за счет родителей (законных представителей) обучающихся.

А пока до 1 января 2014 года:

1.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования осуществляют финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим основным общеобразовательным программам частных общеобразовательных организациях в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организаций.

2.Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность с привлечением педагогических работников, должны получить лицензии на осуществление образовательной деятельности. В случае неполучения  лицензий до истечения указанного срока  они обязаны прекратить осуществление образовательной деятельности.

Уважаемые россияне, дерзайте!  Учитель же может получить прибавку к зарплате, занявшись индивидуальной образовательной деятельностью, для чего надо только пройти  соответствующую регистрацию.

Источник: //eduinspector.ru/2013/01/29/chastnaja-i-individualnaja-obrazovatelnaja-dejatelnost-v-zakone-ob-obrazovanii/

Особенности получения образования в российской частной школе

Что нужно требовать от частного образовательного учреждения?

Частные школы, какими они бывают?

Чем отличаются от государственных?

Что нужно знать родителям?

Сколько стоит обучение?

Какие права имеют учащиеся частной школы

Частная школа должна соблюдать требования закона «Об образовании в РФ» в полном объеме. А учащиеся частных общеобразовательных школ обладают теми же правами, что и учащиеся государственных школ. Это означает, что:

  • Администрация школы не может отчислить учащегося по своему усмотрению, за плохую успеваемость или за проступок. Закон дает школам право отчислять только злостных нарушителей дисциплины не моложе 15 лет, с учетом мнения родителей и при наличии согласия комиссии по делам несовершеннолетних.
  • Учащийся переводится из класса в класс, либо оставляется на повторное обучение, строго в соответствии с процедурой, предусмотренной Законом.
  • Учащийся частной общеобразовательной школы, имеет право на получение образования в соответствии со ФГОС. 
  • Учащийся имеет право сдавать ОГЭ и ЕГЭ и получать аттестат об основном (среднем) общем образовании.
  • Учащийся имеет право перевестись в государственную школу в любое время, по своему усмотрению, получить на руки личное дело и документы с информацией об успеваемости в текущем учебном году.
  • Учащийся и родители имеют право получать сведения об образовательной организации и знакомиться с документами на официальном сайте.

Отличия частных школ от государственных

Частные школы предлагают образование повышенного качества, большой объем дополнительных образовательных услуг, который выходит за рамки ФГОС. Обучение в частных школах платное.

В частных школах обычно небольшие классы. Благодаря этому возможен более гибкий подход к обучению, составляется индивидуальный образовательный маршрут.

Отдельные частные школы работают в режиме пансиона, учащиеся там не только учатся, но и живут. Таких частных школ в России не много, около 7%.

Школы имеют более ярко выраженную специализацию, предлагают дополнительные возможности для работы с одаренными детьми или детьми с особыми потребностями, создают особую среду обучения, активнее используют возможности дистанционного образования, внедряют авторские образовательные методики.

Главное, частные общеобразовательные школы значительно больше отличаются друг от друга, чем обычные. Они стремятся максимально учитывать интересы своего потребителя, и часто ориентируются на конкретную узкую группу. Это дает родителям возможность найти что-то особенное, то что больше всего соответствует их представлениям о хорошем образовании.

Данные статистики

Ежегодно в России появляется 30-36 частных школ. Самое большое их число приходится на  Москву, Московскую область и Санкт-Петербург.

На начало 2017 года в России действовало 819 частных образовательных организаций, в которых проходили обучение 114 тыс. детей, это 1,8 %, от общего числа общеобразовательных организаций (общее количество школ в России – 43384).

Какими бывают частные школы

Частные школы ориентированы на углубленное изучение предметов. Поэтому они часто создаются в форме гимназий с гуманитарным уклоном, лицеев или школ с углубленным изучением определенных предметов. Особая категория – это конфессиональные и национальные школы, их около 5% от общего числа частных школ.

Другая особенность – это акцент на внедрение особых экспериментальных подходов в обучении, а также на создание особого образовательного пространства, комфортных или стимулирующих к творчеству условий обучения. Так, существуют парк-школы, где ребенок по своему выбору может присоединиться к любым образовательным процессам.

Среди частных школ активно растет сегмент онлайн-обучения, открываются дистанционные частные школы, в которых можно учиться из любой точки мира.

Около 15% частных учебных заведений считаются школами премиум-класса для избранных. Средний чек – 1 млн. в год.

Около 80% частных школ ориентированы на средний класс, на детей, которых родители не желают отдавать в обычную государственную школу. Средний чек в таких школах – 50-60 тысяч рублей в месяц.

При получении дистанционного образования стоимость услуг в месяц может составить от 1,5 до 30 тысяч рублей.

Полезные советы родителям

При поступлении в частную школу проверьте наличие лицензии и свидетельства об аккредитации, ознакомьтесь с Уставом и локальными актами школы, которые обязательно должны быть доступны на официальном сайте.

Наличие лицензии это обязательное условие ведения образовательной деятельности. Образовательная деятельность без лицензии незаконна.

Школа вправе получать государственное финансирование на общих основаниях, наряду с государственными и муниципальными школами, и выдавать документы об образовании государственного образца, только если обучает по образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию.

Наличие государственной аккредитации образовательных программ является гарантией того, что ребенок получит образование в соответствии с ФГОС, сможет сдать ЕГЭ, получить аттестат и поступить в ВУЗ.

После обучения в школе без аккредитации сдать ЕГЭ тоже возможно, только для этого придется прикрепляться к другой государственной школе.

Платные образовательные услуги предоставляются по правилам

Помимо того, что права и обязанности учащихся, родителей и администрации частной школы регламентируются Законом «Об образовании в РФ», к ним также предъявляются требования Гражданского кодекса, Закона «О защите прав потребителей» и Правил предоставления платных образовательных услуг.

Школа оказывает образовательные услуги в соответствии с образовательной программой и условиями договора. Есть правила, обязательные для предоставления платных образовательных услуг:

  • Школа должна до заключения договора предоставить достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах: о стоимости, внутреннем распорядке, аккредитации, образовательных программах, квалификации педагогов и т.п. Выбор родителя должен быть информированным, если значимая информация не была предоставлена до заключения договора – его можно расторгнуть.
  • Условия, которые ограничивают права поступающих, или снижают уровень гарантий, предусмотренных российским законодательством, не могут быть включены в договор.
  • Сведения, включенные в договор, должны соответствовать информации, которая размещается на сайте.
  • Родители, как сторона договора, должны вовремя оплачивать образовательные услуги. Задержка оплаты услуг может быть основанием для расторжения договора по инициативе школы.

Ольга Кочева, «Школа и право»

Источник: //usperm.ru/publication/osobennosti-polucheniya-obrazovaniya-v-rossiyskoy-chastnoy-shkole

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации | ГАРАНТ

Что нужно требовать от частного образовательного учреждения?

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;

2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;

3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;

4) установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации;

5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;

6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;

7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

8) прием обучающихся в образовательную организацию;

9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;

10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;

Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 135-ФЗ часть 3 статьи 28 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 10.1

10.1) поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях;

12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;

13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;

14) обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся;

15) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;

15.1) организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Порядок организации социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Порядок организации социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях высшего образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;

16) создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;

17) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации, медалей “За особые успехи в учении”;

18) утратил силу;

См. текст пункта 18 части 3 статьи 28

19) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации;

20) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров;

21) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети “Интернет”;

22) иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Образовательные организации высшего образования осуществляют научную и (или) творческую деятельность, а также вправе вести подготовку научных кадров (в докторантуре). Иные образовательные организации вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации научную и (или) творческую деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами.

5. Образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образовательной организации деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).

6. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;

3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

7.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Источник: //base.garant.ru/70291362/53070549816cbd8f006da724de818c2e/

Регистрация Частного образовательного учреждения (ЧОУ, ранее НОУ) – Юридический центр

Что нужно требовать от частного образовательного учреждения?

 \ Некоммерческие организации (НКО) \ Регистрация ЧОУ (НОУ)

Многие задумываются об открытии Частного образовательного учреждения (ЧОУ) (ранее именовались Негосударственные Образовательные учреждения(НОУ), будь то частная школа (Частное общеобразовательное учреждение), частный детский садик (Частное дошкольное образовательное учреждение), курсы повышения квалификации (Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования), курсы изучения иностранных языков (Частное образовательное учреждение дополнительного образования), автошкола , курсы обучения рабочим специальностям (Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования) и др.,  Например, если Вы хотите зарегистрировать Автошколу, полное наименование будет – Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Автошкола “____” (ЧОУ ДПО), а при регистрации  балетной студии, равивающих, подготовительных курсов для детей,  именоваться учреждение будет – Частное образовательное учреждение дополнительного образования  “___” (ЧОУ ДО).

Законодательство предусматривает ограниченный перечень типов образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы и выбор должен исходить из этого перечня:

1) Дошкольные образовательные организации – детские сады;

2) Общеобразовательные организации – школы, гимназии, лицеи; 

3) Профессиональные образовательные организации – колледж, техникум;

4) Образовательные организации высшего образования – институты, университеты, академии.

Также в Законе предусмотрены типы образовательных организаций реализующих дополнительное образование:

1) Организации дополнительного образования (ДО); 

2) Организации дополнительного профессионального образования (ДПО).

Можно совмещать образовательные типы и программы в одном Учреждении (ЧОУ), но только в соответствии с Законом. Например, Общеобразовательное учреждение (школа) может прописать в дополнительных видах программ дошкольное образование (детский сад), но дошкольное образовательное учреждение (детский сад) не в праве осуществлять дополнительно общеобразовательные программы (школа). 

Если вы решили проводить только лишь семинары, тренинги, лекции, выставки, оказывать консультации и т.д.

, и по окончании выпускники  не получают документы государственного(установленного)образца (Диплом, аттестат, сертификат и т.п.).

В качестве примера, хотим организовать кулинарные курсы, по окончании курсов выдаем слушателям Диплом собственного дизайна, что гражданин Иванов Иван Иванович прослушал курс лекций по кулинарии. Но нужно понимать, что данный документ не дает  гражданину Иванову И.И.

оснований для устройства на работу по специальности повар.   Таким образом, деятельность похожая на образовательную, но не являющаяся таковой, может быть организована в любой форме коммерческой организации (ООО, АО), а не только должна быть некоммерческой организацией.

Осуществлять образовательную деятельность могут и коммерческие организации (ООО, АО), но только в случае, если эта деятельность будет дополнительной (не основной).

Желание зарегистрировать Частное образовательное учреждение (ЧОУ, бывш. НОУ) подразумевает что, учредитель (собственник) данной организационно-правовой формы планирует осуществлять деятельность в сфере оказания образовательных услуг (например, курсы изучения иностранных языков, детские развивающие курсы и т.п.) Создать ЧОУ можно только как некоммерческую организацию. (т.е.

всё направление деятельности для удовлетворения уставных целей, а не извлечение прибыли как например при регистрации ООО).  Прибыль ЧОУ может быть направлена на текщую деятельность (зарплаты и т.п.) и на цели, предусмотренные Уставом ЧОУ. Важно знать, сособственность в ЧОУ запрещена и поэтому Учредителем/Собственником может быть только одно лицо, физическое или юридическое.

 

Регистрация ЧОУ первая стадия в процессе получения образовательной лицензии.

Очень важным условием для успешной регистрации ЧОУ является разработка Устава.

Устав ЧОУ (НОУ) обязан содержать следующие нормативы:

  • НаименованиеЧОУ с указанием на его статус (к примеру для организации  организации курсов повышения квалификации (ЧОУ ДПО) или изучения инностранных языков ЧОУ ДО – частное образовательное учреждение дополнительного образования
  • Место нахождение Учреждения (необходимо гарантийное письмо от Собственника на адрес, либо возможна регистрация по “прописке”)
  • Данные Учредителя (Собственника) ЧОУ
  • Цели, типы и виды образовательных программ
  • Возраст обучающихся
  • Язык на котором будет вестись обучение
  • Правила приема учащихся
  • Продолжительность обучения
  • Правила отчисления
  • Режим занятий
  • Деятельность в области оказания платных услуг и основания их оказания
  • Структура деятельности
  • Финансирование деятельности Учреждения
  • Порядок владения имуществом Учреждения
  • Порядок управления и компетенция исполнительных органов
  • Порядок набора и  условия оплаты работников Учреждения
  • Порядок внесения изменений в Устав и реорганизации

 Юридический Центр «Развитие» поможет Вам в разработке Устава и регистрации ЧОУ в Министерстве Юстиции в соответствии с действующим ФЗ.

Для регистрации ЧОУ (НОУ) в Санкт-Петербурге Вам необходимо:

  1. Определиться с формой, статусом и названием Учреждения (название должно  содержать указание на форму и вид деятельности);

  2. Определиться с местом нахождения (необходимо предоставить гарантийное письмо от арендодателя).В случае отсутствия адреса, воспользоваться услугой предоставления юридического адреса;

  3. Определиться с учредителем (собственником) ЧОУ (предоставить копию паспорта и ИНН) Обращаем внимание – сособственность у учреждении не допускается, возможен только один собственник (физическое лицо или юридическое лицо);

  4. Утвердить Устав;

  5. Назначить исполнительные органы Общества. (Генерального директора, Директора и др. и предоставить копию паспорта и ИНН)

  6. Определиться с видами осуществляемой деятельности в соответствии с которыми будут присвоены статистические коды (ОКВЭД).

  7. Выбрать эмблему. Если у Вас уже есть Эмблема учреждения, то необходима картинка, в формате .jpeg и словесное описание ее.

  8. Выбрать логотип и дизайн для печати Учреждения.

  9. Утвердить систему налогообложения в Вашем Учреждении (ОСН, УСН (доходы или доходы уменьшенные на величину расходов).

Этапы работы по регистрации Частного образовательного учреждения (ЧОУ):

Порядок действий при регистрации ЧОУ: 1) Вам необходимо решить какое именно будет ЧОУ, дополнительного образования или дополнительного профессионального образования; 2) определиться с адресом места нахождения учреждения (необходимо будет гарантийное письмо или возможна регистрация по прописке); 3) прислать или принести нам документы, а именно скан паспорта учредителя (собственника), директора и данные ИНН физлиц; 4) мы разрабатываем Устав и отправляем Вам на согласование; 5) готовим полный пакет документов в Минюст, записываем Вас к нотариусу (необходимо будет заверить заявление и оформить доверенность); 6) подаем документы в Главное управление Минюста по Санкт-Петербургу 7) ждем возможных замечаний по Уставу от специалистов Минюста (правовой анализ Устава 14 рабочих дней), если замечания будут, оперативно вносим корректировки; 8) далее после согласования Устава Минюст передает документы на регистрацию в МИФНС №15, там документы находятся 6 рабочих дней; 9) после возвращения документов в Минюст 6 рабочих дней документы находятся на подписании; 10) по готовности получаем пакет документов; 11) изготавливаем печать Учреждения; 12) получаем свидетельства из внебюджетных фондов и Петростата; 13) передаем Вам полный пакет документов.

Итого по срокам ориентируйтесь примерно на 1,5-2 месяца

ВНИМАНИЕ! Для уже зарегистрированных образовательных учреждений. В соответствии ч. 5 ст. 108 ФЗ об образовании, Наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее июля 2016 года

Если вы хотите зарегистрировать частный детский сад, частную школу, благотворительный фонд, курсы изучения иностранных языков, автошколу, либо иное некоммерческое предприятие, то Юридический центр “Развитие” поможет Вам разобраться во всех тонкостях законодательства и регистрации такого рода предприятий, а также мы сможем предствалять Ваши интересы в Министерстве Юстиции РФ. 

Будем рады видеть Вас в числе наших постоянных клиентов.

Источник: //ur-razvitie.ru/registraciya_nou

Регистрация частного учреждения, особенности создания и деятельности. Что нужно знать об НКО в форме ЧУ

Что нужно требовать от частного образовательного учреждения?

Под частным учреждением (ЧУ) принято понимать организацию, не относящуюся к разряду коммерческих. Инициатором её создания может выступить, и физическое, и юридическое лицо. Она создаётся с целью осуществления в будущем деятельности, не подразумевающей получения прибыли.

Предполагается, что подобная организация будет выполнять социально-культурные, управленческие или иные функции.

Данную организационно-правовую форму предпочитают различные союзы и ассоциации, общественно-религиозные организации, общества, объединяющие представителей определённых социальных групп, фонды, а также частные учреждения здравоохранения и образования.

У частного учреждения – только один учредитель, и участие в процессе нескольких лиц не предусмотрено.

Это – унитарная организация.

Создаётся для решения конкретных задач, то есть, это – не многофункциональная организация, а субъект, преследующий определённые цели и занятый в одной сфере, например, науки, образования, медицины или спорта. Ярким примером может послужить частный музей или медцентр.

Некоммерческая организация осуществляет деятельность, не противоречащей законодательству РФ.

Учредитель является законным собственником имущества, которое принадлежит ему на праве оперативного управления. Подробнее об имуществе частного учреждения – на странице Имущество НКО.

Частное учреждение при необходимости способно трансформироваться из автономной НКО в фонд. 

Некоммерческие организации, оказывающие услуги в образовательной сфере, подпадают по условия, определённые Федеральным Законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Соответственно, структура частного образовательного учреждения должна полностью соответствовать требованиям, предъявляемым ФЗ. Учреждение образования подобного плана может иметь несколько вариантов наименований и предлагать разные услуги.

Например, оказывать населению помощь и содействие в получении высшего или среднего профессионального образования. 

Высшим органом управления принято считать учредителя, который также имеет законное  

право взять на себя функции единоличного исполнительного органа, причём синхронно. В некоммерческой образовательной организации обязательно должны наличествовать и коллегиальные органы управления, на основании ст. 26 ФЗ «Об образовании в РФ». К ним относятся:

  • Педагогический или учёный совет.
  • Общее собрание сотрудников.
  • Совещательные и контрольные органы, либо их законные представители, например, родительский совет.

Министерство Юстиции РФ выполняет функцию регистрирующего органа, и чтобы зарегистрировать частное учреждение по всем правилам, необходимо собрать пакет документов, в состав которого входит:

  • Устав (3 экземпляра)
  • Решение о создании частного учреждения (2 экземпляра).
  • Заявление (форма Р11001, 2 экземпляра).
  • Госпошлина (4 тыс. руб.).
  • Гарантийное письмо и документы, подтверждающие право собственности на владение юридическим адресом.

После ознакомления с пакетом документов, уполномоченные на решение таких вопросов сотрудники Минюста выносят свой вердикт: отказать или одобрить государственную регистрацию. Если решение – положительное, то все документы направляются в налоговую инспекцию с целью внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц).

Попутно с этим некоммерческой организации присваивается основной государственный регистрационный номер (ОГРН), и после этого документы вновь направляются в Министерство Юстиции, где и происходит их выдача учредителю. Если учредитель не может явиться лично, то эту работу он может перепоручить доверенному лицу, действующему от его имени на законных основаниях.

 

На основании пп. 20 п.2 ст. 149 Налогового кодекса РФ, некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области искусства, кинематографии (если получено удостоверение национального фильма) и культуры, освобождаются от уплаты НДС.

Если частное учреждение относится к разряду образовательных и оказывает услуги в сфере образования, занимаясь реализацией общеобразовательных, воспитательных или профессиональных программ, то оно освобождается от уплаты налогов. За исключением случаев, когда некоммерческая организация оказывает платные консультационные услуги или сдаёт объекты недвижимости в аренду.

Образовательные услуги должны оказываться в соответствии с уровнем и направленностью программ, и только те, что отображены в лицензии. 

Также, налогообложению не подлежат медицинские услуги, оказываемые на территории РФ, за исключением случаев, когда частное медучреждение занято в области косметологии, пластической хирургии и ветеринарии или же занимается оказанием санитарно-эпидемиологических услуг. Если частная организация выполняет технологические, конструкторско-опытные и научно-исследовательские работы, или же занимается разработкой и созданием принципиально новых видов товаров и продуктов, то подобная НКО освобождается от уплаты налогов. 

Частное учреждение отличается от всех прочих некоммерческих организаций. Основное отличие – ЧУ не является полноправным владельцем закреплённого за ним имущества. НКО пользуются имуществом в рамках, определённых законом.

Кроме того, частное учреждение распоряжаются имеющимися активами с согласия собственника, который и является его учредителем (не всегда, потому что законодательством РФ определены и другие варианты).

Частное учреждение не вправе получать доходы от членских взносов, так как оно является организацией, где членство изначально не предусмотрено, и в первую очередь, это касается учредителя.

 В роли юридического адреса может выступить любой объект недвижимости, находящийся в собственности у учредителя. То есть, это может быть как жилое, так и нежилое помещение.

Если данный объект недвижимости является долевой собственностью, то необходимо получить согласие других собственников на право использования адреса.

Руководство должно находиться по нему, и чаще всего, это – председатель или директор, несущий ответственность за сохранность учредительных документов. 

По своим финансовым обязательствам ЧУ отвечает исключительно денежными средствами, находящимся в его распоряжении. Если их недостаточно, то субсидарная 

ответственность возлагается на учредителя, чаще всего и являющегося собственником имущества. Некоммерческой организации не возбраняется заниматься деятельностью, приносящей доход, но только если это отображено в учредительных документах. 

Бывает, что функцию учредителя берёт на себя гражданин, состоящий в официальном браке.

Согласно Семейному кодексу РФ, имущество, нажитое в браке, относится к разряду совместной собственности, принадлежащей учредителю и его законной «второй половине», которая не вправе распоряжаться общим имуществом без согласия учредителя. Следовательно, некоммерческую организацию можно легально продать только при условии наличия нотариально заверенного согласия второго супруга.

Остался вопрос? Звоните!

Источник: //reg-nko.ru/div/Chastnye_uchrezhdeniya

Юрист Лукин