Что необходимо указать в акте о налоговых правонарушениях?

Акт о налоговом правонарушении — Audit-it.ru

Что необходимо указать в акте о налоговых правонарушениях?

С. Котова, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Выявить факты, свидетельствующие о допущенном нарушении налогового законодательства, налоговики могут не только в ходе камеральной или выездной проверки, но и в рамках иных контрольных мероприятий. Недавно Минфин установил срок, в течение которого ревизоры должны составить акт в подобном случае.

Налоговый кодекс предусматривает два порядка оформления итогов налогового контроля, которые свидетельствуют о налоговых правонарушениях.

Первый из них регламентирует документирование результатов непосредственно камеральной и выездной проверок (ст. 100 НК), второй – предусмотрен для случаев обнаружения нарушений в ходе иных контрольных мероприятий (ст. 101.4 НК).

Им корреспондируют и два порядка рассмотрения дел о нарушении налогового законодательства (ст. 101, 101.4 НК).

По итогам проверки

Исходя из прямого указания в главном налоговом законе (п. 2 ст. 100.1 НК), к налоговым правонарушениям, производство по которым может происходить только в порядке статьи 101 Налогового кодекса, следует отнести:

– грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;

– неуплату или неполную уплату налога;

– невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию или перечислению налогов (ст. 120, 122, 123 НК).

Кроме того, данный перечень вполне можно дополнить и таким проступком, как непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК).

Дело в том, что фактически подобное правонарушение можно выявить лишь при проведении проверки: камеральной – при сдаче отчетности с нарушением срока; и выездной, если декларация при наличии такой обязанности не подана.

Кроме того, штраф по статье 119 Налогового кодекса рассчитывается исходя из суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании непредставленной декларации. Иными словами, конкретный размер налоговой санкции в данном случае можно определить только в ходе проверки.

Вне «проверочных» рамок

К нарушениям налогового законодательства, выявление которых не связано с проведением налоговых проверок, прежде всего, конечно, следует отнести несоблюдение обязанностей, возложенных Налоговым кодексом на банки. Речь в данном случае, безусловно, идет только о специальных правонарушениях, прописанных в главе 18 Кодекса.

Кроме того, в данную категорию подпадает непредставление по запросу налоговиков сведений о налогоплательщике в рамках так называемой ранее «встречной» проверки (п. 2 ст. 126 НК).

Уклонение от своих налоговых обязанностей свидетеля, эксперта или переводчика, привлеченных к налоговому контролю, также может рассматриваться ревизорами только в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Налогового кодекса (ст. 128, 129 НК).

На стыке

Между тем рассмотрение довольно большого числа налоговых правонарушений может проводиться налоговиками и тем и иным способом, в зависимости непосредственно от обстоятельств, при которых обнаружен «проступок». В данную категорию можно включить:

– нарушение срока постановки на налоговый учет или уклонение от такового (ст. 116, 117 НК);

– несвоевременное представление сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК);

– несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК);

– непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в инспекцию документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 126 НК);

– нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 129.2 НК).

Оформляем и рассматриваем

По большому счету оба порядка рассмотрения дел о налоговых правонарушениях достаточно схожи. Тем не менее необходимо учитывать, что правила, установленные статьей 101.4 Налогового кодекса, являются более упрощенными и не так детально регламентированы.

При выявлении вне рамок налоговой проверки обстоятельств, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях инспектор должен составить акт, который подписывается как им самим, так и «провинившимся» лицом. В случае отказа последнего об этом делается соответствующая запись.

В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица по устранению «огрехов» и применению соответствующих санкций. Форма акта и требования к его оформлению утверждены приказом ФНС от 13 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/860@.

Согласно пункту 5 Требований документ составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в инспекции, а другой вручается представителю компании или ПБОЮЛ.

Если у налоговиков есть основания предполагать, что допущенное налоговое нарушение имеет признаки преступления, акт составляется в трех экземплярах.

Третий из них приобщается к материалам, направляемым в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Фирме или предпринимателю акт вручается под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения (п. 4 ст. 101.4 НК РФ). Если «провинившийся» уклоняется от получения указанного документа, то с соответствующей отметкой акт направляется ему по почте заказным письмом. Тогда датой вручения документа признается шестой день со дня отправки.

В течение десяти дней с момента получения акта налогоплательщик может представить свои возражения по нему. Впрочем, отсутствие оных не лишает его права давать пояснения при рассмотрении акта и других материалов налогового контроля, на которое отводится десять дней с даты истечения срока на представление возражений (п. 7 ст. 101.4 НК).

По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов руководитель налогового органа или его зам выносят решение либо о привлечении компании к ответственности, либо об отказе в таковом. На основании первого из них налогоплательщику направляется требование об уплате пеней и штрафа.

«Срочный» пробел

Примечательно, что Налоговым кодексом не установлен срок, в течение которого налоговиками должен быть составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговом правонарушении.

Данное обстоятельство, безусловно, невыгодно налогоплательщикам, поскольку нарушение ревизорами данного срока могло бы стать одним из оснований для оспаривания принятого впоследствии контролерами решения.

Но, как говорится, нельзя нарушить непредъявленные требования.

К примеру, воспользоваться тем, что в статье 101.4 НК срок на обнаружение и оформление налоговых правонарушений не ограничен, налоговики хотели в деле, арбитром в котором выступил ФАС Волго-Вятского округа (постановление от 22 июля 2008 г. по делу № А43-493/2008-40-10).

Правда, в данном случае им это не удалось по той причине, что речь шла о привлечении налогоплательщика к ответственности за непредставление декларации.

В связи с этим арбитры посчитали, что рассматриваться данное правонарушение должно было в порядке статьи 101 Налогового кодекса, а следовательно период, когда инспекция могла оштрафовать компанию, уже истек.

Между тем восполнить «срочный» пробел в статье 101.4 НК недавно взялся Минфин. В письме от 22 января 2009 года № 03-02-08-7 эксперты ведомства пришли к выводу: если пунктом 1 статьи 101.

4 Кодекса срок составления рассматриваемого акта определен событием обнаружения фактов, говорящих о налоговых правонарушениях, то оформить его ревизоры должны не позднее одного рабочего дня с момента их выявления.

Остается надеяться, что налоговики все же возьмут данные разъяснения финансистов на вооружение.

Источник: //www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/184480.html

Приложение N 44. Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации) (форма по КНД 1160100)

Что необходимо указать в акте о налоговых правонарушениях?
3.2. Взыскать неперечисленные налоги, сборы, страховые взносы, пени,штрафы, авансовые платежи, единые налоговые платежи физического лица, атакже начислить пени по состоянию на дату настоящего Акта(3).

NДата квитанции или иногодокумента, подтверждающего прием денежных средств от физического лица, местной администрацииНомер квитанции или иного документа, подтверждающего прием денежных средств от физического лица, местной администрацииНалог (сбор, страховые взносы,пени, штраф, авансовый платеж, единый налоговыйплатеж физического лица)Неперечисленная сумма налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, авансового платежа, единого налогового платежа физического лица,руб.Установленный срок перечисления (пять рабочих дней с даты, указанной в графе 2)Количество календарныхдней просрочкиПени,руб.КБККод по ОКТМОФИО(1) плательщика – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателемИНН плательщика – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателемКод налогового органа
12345678910111213
ИтогоXXXXXXX

3.3. Взыскать неперечисленные налоги, сборы, страховые взносы, пени,штрафы, авансовые платежи, единые налоговые платежи физического лица, атакже начислить пени по состоянию на дату настоящего Акта(4).

NНалог(сбор,страховыевзносы,пени,штраф,авансовыйплатеж,единыйналоговыйплатежфизического лица)Неперечисленная сумма, руб.Номернеисполненного порученияДатанеисполненного порученияНомерсообщениябанка(филиалабанка) онеисполнении (частичномисполнении)порученияДатасообщения банка (филиала банка) о неисполнении (частичном исполнении) порученияСрок исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, местной администрации, организации федеральной почтовой связи, многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг или налогового органа (один операционный день с даты, указанной в графе 5)Количество календарных дней просрочкиПени, рубКод по ОКТМОКБКИННКППКодналогового органа
123456789101112131415
ИтогоXXXXXXXXXXX

3.4. Иные предложения______________________________________________. (предложения по устранению нарушений законодательства о налогах и сборах) 3.5. В соответствии с пунктом 5 статьи 101.4 Кодекса лицо,совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия сфактами, изложенными в настоящем Акте, а также с выводами и предложениямидолжностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, втечение одного месяца со дня получения настоящего Акта представить всоответствующий налоговый орган письменные возражения по настоящему Актув целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправеприложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать вналоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающиеобоснованность возражений. Письменные возражения могут быть переданы в________________________. (наименование налогового органа) 3.6. Приложения: на __________________ листах. Сведения о должностном лице налогового органа, обнаружившем факты,свидетельствующие о нарушениях законодательства о налогах и сборах, и егоподпись: Должность Наименование Ф.И.О.(1) Подпись налогового органа________________ ______________ ____________ _________________ Подпись лица, совершившего налоговое правонарушение (егопредставителя):________________________________________________________________________.(дата, подпись, Ф.И.О.(1) лица, подписавшего документ; для представителя указывается основание представительства (наименование и иные реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя) Лицо, совершившее налоговое правонарушение (его представитель),уклоняется от подписания настоящего Акта путем_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(4). (обстоятельства уклонения от подписания документа) Подпись должностного лица налоговогооргана___________________________________________ ____________ ___________(4)(должность, наименование налогового органа) (подпись) (Ф.И.О.(1)) Настоящий Акт получил____________________________________________________________________________________________________________________(6). (дата, подпись, Ф.И.О.(1) лица, получившего документы; дляпредставителя указывается основание представительства (наименование и иные реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя) Лицо, совершившее налоговое правонарушение (его представитель),уклоняется от получения настоящего Акта путем__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(7).(обстоятельства уклонения от получения документа (ссылка на прилагаемыедокументы, содержащие указание на факт уклонения от получениядокумента)(8) Настоящий Акт направлен по почте заказным письмом_____________________________________________________________________(7). (дата, номер почтового идентификатора регистрируемого почтового отправления) Подпись должностного лица налоговогооргана____________________________________________ ____________ ____________(7)(должность, наименование налогового органа) (подпись) (Ф.И.О.(2)) ——————————

(1) Отчество указывается при наличии.

(2) КПП указывается для организаций.

(3) Указывается в случае выявления неисполнения местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг обязанностей, установленных статьей 58 Кодекса.

(4) Указывается в случае выявления неисполнения банком обязанностей, установленных статьей 60 Кодекса.

(5) Заполняется в случае уклонения от подписания Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации) и подтверждается подписью должностного лица налогового органа.

(6) Заполняется в случае вручения документа на бумажном носителе.

(7) Заполняется в случае уклонения от получения Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации) и его направления заказным письмом по почте.

(8) Нужное указать.

——————————

Источник: //base.garant.ru/72135164/ccbe4ca24f9a4eb905e9f5601896e0da/

Организация несвоевременно представила декларацию. Составляется ли акт налоговой проверки?

Что необходимо указать в акте о налоговых правонарушениях?

Вопрос: Организация несвоевременно представила декларацию. Налоговый орган по результатам камеральной проверки через два с половиной месяца со дня подачи декларации составил акт, в котором нет других нарушений, кроме ст. 119 НК РФ. Правомерно ли это?

Ответ: По мнению ФНС России, если по результатам камеральной налоговой проверки выявлено только нарушение п. 1 ст. 119 НК РФ, составление акта камеральной проверки правомерно.

Однако, по нашему мнению, если налоговый орган оформляет акт камеральной налоговой проверки, которую фактически не проводил (например, акт не содержит указания на проведенные мероприятия, перечень проверенных документов), а содержание акта ограничивается фиксацией факта непредставления декларации в срок, то составление такого акта неправомерно.

Доводы о несоблюдении срока составления акта могут быть заявлены в суде только в рамках оспаривания требования об уплате штрафа, решения о взыскании штрафа либо как возражения на иск ИФНС России о его взыскании.

Обоснование: Ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета предусмотрена п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ.

Правонарушение по ст. 119 НК РФ подлежит оформлению и рассмотрению в порядке ст. 101.4 НК РФ (п. 2 ст. 100.1 НК РФ, п. 37 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 “О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации”).

При обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях, ответственность за которые установлена НК РФ (за исключением налоговых правонарушений, выявленных при проведении налоговых проверок), должностное лицо ИФНС России в течение 10 рабочих дней со дня выявления указанного нарушения должно составить акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (п. 6 ст. 6.1, п. 1 ст. 101.4 НК РФ).

Значит, обнаружив непредставление декларации в срок, должностное лицо ИФНС России в течение 10 рабочих дней должно составить акт по п. 1 ст. 101.4 НК РФ.

Вместе с тем необходимо учитывать, что размер штрафа по п. 1 ст. 119 НК РФ зависит от не уплаченной в срок суммы налога, подлежащей уплате на основании несвоевременно представленной декларации. При этом ИФНС России вправе провести камеральную проверку этой декларации на предмет правильности исчисления и уплаты заявленной в ней суммы налога.

Такая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (п. п. 1, 2 ст. 88 НК РФ).

На этом основании ФНС России считает, что привлечение налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст.

119 НК РФ возможно только после проведения камеральной проверки, так как по ее итогам может быть установлена иная сумма налога к уплате (доплате) на основе этой декларации.

ФНС России также уточняет, что даже в тех случаях, когда по результатам проверки выявлено только нарушение по п. 1 ст. 119 НК РФ, составляется акт камеральной проверки (п. 1.6 Письма ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705).

Руководствуясь данными разъяснениями, налоговые органы, выявив несвоевременное представление декларации, нередко оформляют акт камеральной проверки.

Однако, на наш взгляд, это может быть признано правомерным, только если ИФНС России действительно проводила такую проверку, то есть проверяла правильность исчисления заявленного в декларации налога, запрашивала объяснения по выявленным ошибкам или подтверждающие документы, проводила иные мероприятия налогового контроля, возможные в рамках камеральной проверки.

Перечень проверенных документов и сведений о проведенных контрольных мероприятиях должен быть указан в акте камеральной проверки (п. 3.1 “Требований к составлению акта налоговой проверки” Приложения N 24 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@).

Поэтому в ситуации, когда в акте камеральной налоговой проверки указано только нарушение по п. 1 ст. 119 НК РФ и не содержится сведений о выявленных при проверке нарушениях и (или) о проведении контрольных мероприятий, направленных на их выявление, необходимо иметь в виду следующее.

Источник: //zen.yandex.ru/media/id/5aa8f256a815f1bac2fc4e13/5bf3f045f4706200aaf02a3f

Акт о налоговом правонарушении

Что необходимо указать в акте о налоговых правонарушениях?

Выявить факты, свидетельствующие о нарушении налогового законодательства, налоговики могут не только в ходе камеральной или выездной проверки, но и в рамках иных контрольных мероприятий. Недавно Минфин установил срок, в течение которого ревизоры должны составить акт в подобном случае.

Налоговый кодекс предусматривает два порядка оформления итогов налогового контроля, которые свидетельствуют о налоговых правонарушениях.

Первый из них регламентирует документирование результатов непосредственно камеральной и выездной проверок (ст. 100 НК), второй — предусмотрен для случаев обнаружения нарушений в ходе иных контрольных мероприятий (ст. 101.4 НК).

Им корреспондируют и два порядка рассмотрения дел о нарушении налогового законодательства (ст. 101, 101.4 НК).

По итогам проверки

Исходя из прямого указания в главном налоговом законе (п. 2 ст. 100.1 НК), к налоговым правонарушениям, производство по которым может происходить только в порядке статьи 101 Налогового кодекса, следует отнести:

  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
  • неуплату или неполную уплату налога;
  • невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию или перечислению налогов (ст. 120, 122, 123 НК).

Кроме того, данный перечень вполне можно дополнить и таким проступком, как непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК).

Дело в том, что фактически подобное правонарушение можно выявить лишь при проведении проверки: камеральной — при сдаче отчетности с нарушением срока; и выездной, если декларация при наличии такой обязанности не подана.

Кроме того, штраф по статье 119 Налогового кодекса рассчитывается исходя из суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании непредставленной декларации. Иными словами, конкретный размер налоговой санкции в данном случае можно определить только в ходе проверки.

Вне «проверочных» рамок

К нарушениям налогового законодательства, выявление которых не связано с проведением налоговых проверок, прежде всего, конечно, следует отнести несоблюдение обязанностей, возложенных Налоговым кодексом на банки. Речь в данном случае, безусловно, идет только о специальных правонарушениях, прописанных в главе 18 Кодекса.

Кроме того, в данную категорию подпадает непредставление по запросу налоговиков сведений о налогоплательщике в рамках так называемой ранее «встречной» проверки (п. 2 ст. 126 НК).

Уклонение от своих налоговых обязанностей свидетеля, эксперта или переводчика, привлеченных к налоговому контролю, также может рассматриваться ревизорами только в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Налогового кодекса (ст. 128, 129 НК).

На стыке

Между тем рассмотрение довольно большого числа налоговых правонарушений может проводиться налоговиками и тем и иным способом, в зависимости непосредственно от обстоятельств, при которых обнаружен «проступок». В данную категорию можно включить:

  • нарушение срока постановки на налоговый учет или уклонение от такового (ст. 116, 117 НК);
  • несвоевременное представление сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК);
  • несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК);
  • непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в инспекцию документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 126 НК);
  • нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 129.2 НК).

Оформляем и рассматриваем

По большому счету оба порядка рассмотрения дел о налоговых правонарушениях достаточно схожи. Тем не менее необходимо учитывать, что правила, установленные статьей 101.4 Налогового кодекса, являются более упрощенными и не так детально регламентированы.

При выявлении вне рамок налоговой проверки обстоятельств, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях инспектор должен составить акт, который подписывается как им самим, так и «провинившимся» лицом. В случае отказа последнего об этом делается соответствующая запись.

В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица по устранению «огрехов» и применению соответствующих санкций. Форма акта и требования к его оформлению утверждены приказом ФНС от 13 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/860@.

Согласно пункту 5 Требований документ составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в инспекции, а другой вручается представителю компании или ПБОЮЛ.

Если у налоговиков есть основания предполагать, что допущенное налоговое нарушение имеет признаки преступления, акт составляется в трех экземплярах.

Третий из них приобщается к материалам, направляемым в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Фирме или предпринимателю акт вручается под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения (п. 4 ст. 101.4 НК РФ). Если «провинившийся» уклоняется от получения указанного документа, то с соответствующей отметкой акт направляется ему по почте заказным письмом. Тогда датой вручения документа признается шестой день со дня отправки.

В течение десяти дней с момента получения акта налогоплательщик может представить свои возражения по нему. Впрочем, отсутствие оных не лишает его права давать пояснения при рассмотрении акта и других материалов налогового контроля, на которое отводится десять дней с даты истечения срока на представление возражений (п. 7 ст. 101.4 НК).

По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов руководитель налогового органа или его зам выносят решение либо о привлечении компании к ответственности, либо об отказе в таковом. На основании первого из них налогоплательщику направляется требование об уплате пеней и штрафа.

«Срочный» пробел

Примечательно, что Налоговым кодексом не установлен срок, в течение которого налоговиками должен быть составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговом правонарушении.

Данное обстоятельство, безусловно, невыгодно налогоплательщикам, поскольку нарушение ревизорами данного срока могло бы стать одним из оснований для оспаривания принятого впоследствии контролерами решения.

Но, как говорится, нельзя нарушить непредъявленные требования.

К примеру, воспользоваться тем, что в статье 101.4 НК срок на обнаружение и оформление налоговых правонарушений не ограничен, налоговики хотели в деле, арбитром в котором выступил ФАС Волго-Вятского округа (постановление от 22 июля 2008 г. по делу № А43-493/2008-40-10).

Правда, в данном случае им это не удалось по той причине, что речь шла о привлечении налогоплательщика к ответственности за непредставление декларации.

В связи с этим арбитры посчитали, что рассматриваться данное правонарушение должно было в порядке статьи 101 Налогового кодекса, а следовательно период, когда инспекция могла оштрафовать компанию, уже истек.

Между тем восполнить «срочный» пробел в статье 101.4 НК недавно взялся Минфин. В письме от 22 января 2009 года № 03-02-08-7 эксперты ведомства пришли к выводу: если пунктом 1 статьи 101.

4 Кодекса срок составления рассматриваемого акта определен событием обнаружения фактов, говорящих о налоговых правонарушениях, то оформить его ревизоры должны не позднее одного рабочего дня с момента их выявления.

Остается надеяться, что налоговики все же возьмут данные разъяснения финансистов на вооружение.

С. Котова,
эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Яндекс Дзен!

Подписаться

Источник: //www.buhgalteria.ru/article/akt-o-nbsp-nalogovom-pravonarushenii

Акт о налоговом правонарушении

Что необходимо указать в акте о налоговых правонарушениях?

При обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (за исключением статей 120, 122 и 123 НК), должностным лицом налогового органа должен быть составлен акт. Акт подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим налоговое правонарушение. Если лицо, совершившее правонарушение, отказывается подписать акт, делается соответствующая запись об этом в акте.

В акте должны быть указаны:

1. подтвержденные документами факты нарушения законодательства о налогах и сборах.

2. выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения налогового законодательства по устранению выявленных нарушений и применению санкций за налоговое правонарушение.

Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку. Если указанное лицо уклоняется от получения акта, об этом делается соответствующая отметка в акте и акт направляется по почте заказным письмом. В этом случаи датой вручения акта считается шестой день, считая с даты его отправки.

Правонарушитель в случае если он не согласен с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте в течение 10 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения, как в целом, так и по отдельным частям акта.

При этом он может приложить также документы (их заверенные копии) подтверждающие обоснованность возражений.

По истечении срока данного на письменные возражения правонарушителя, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.

Акт рассматривается в присутствии лица совершившего налоговое правонарушения или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает правонарушителя. В случаи неявки правонарушителя или его представителя руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт в отсутствие этого лица.

При рассмотрении акта заслушиваются объяснения правонарушителя, может оглашаться составленный акт, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В ходе рассмотрения акта может быть принято решение о привлечении в к участию в рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.

В ходе рассмотрения акта и других материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

1) устанавливает, допускало ли лицо, в отношении которого был составлен акт, нарушения законодательства о налогах и сборах;

2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налоговых правонарушений, содержащихся в Налоговом Кодексе;

3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение;

2) об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.

В решении о привлечении лица к ответственности за нарушение налогового законодательства излагаются обстоятельства допущенного правонарушения, указываются документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, а также указывается статья налогового кодекса, предусматривающая ответственность за данное правонарушение, и применяемые меры ответственности.

Также указывается срок, в течение которого решение может быть обжаловано, порядок обжалования в вышестоящий налоговый орган, наименование этого органа, место его нахождения и другие необходимые сведения.

На основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение налогового законодательства этому лицу направляется требование об уплате пеней и штрафа. Копия решения руководителя налогового органа и требование об уплате пеней и штрафа вручаются лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку.

В случае если правонарушитель уклоняется от получения этих документов, они направляются заказным письмом по почте и считаются полученными по истечении шести дней после дня их отправки.

Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных налоговым законодательством о соблюдении процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля может являться основанием для отмены решения вышестоящим налоговым органом или судом.

Если налоговым органом выявлено нарушения законодательства, за которое лицо подлежит привлечению к административной ответственности, то уполномоченное должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении лиц, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Источник: //studopedia.su/4_12912_akt-o-nalogovom-pravonarushenii.html

Юрист Лукин